Остоженка















 


руководитель

Александр Скокан 

Родился в 1943 году. Учился в Архитектурном институте (у Бориса Бархина), работал в «Моспроекте» (у Виктора Егерева), писал диссертацию (у Андрея Иконникова), 10 лет работал в НИИПИ Генплана (в отделе Александра Гутнова). В 1989-м был приглашен в МАрхИ заниматься комплексной реконструкцией Остоженки, из чего вскорости и возникло одноименное архитектурное бюро.




о мастерской

Уже 15 лет на вопрос о том, кто в Москве лучшие архитекторы, я отвечаю одно и то же: «Остоженка». Есть, конечно, у нас команды, делающие архитектуру и более модную, и более европейскую – но в жарких спорах, кто круче, мы все время забываем о том, что у нас есть такая ценность как город Москва. И делать здесь современную архитектуру – совсем не то же самое, что делать ее в каком-нибудь Базеле. Все же, кто клянутся средой и пытаются работать «в духе города», непременно впадают в «новодельничанье», в тупую мимикрию, в аляповатый постмодернизм. Единственное бюро, которое работает, отвечая и духу места, и духу времени – команда Александра Скокана.
Бюро было основано еще в 1988 году, а название свое получило по советской традиции, когда каждый район закреплялся за какой-то мастерской. Однако, подход к Остоженке у «Остоженки» был совсем не советский. Разработанные ею принципы комплексной реконструкции среды предполагали восстановление не объемов и фасадов, а градостроительных модулей - парцелл. В этом была не только мудрость структурного подхода, но и интуиция близкого будущего – когда облик города стали определять не эстетические категории, а финансовые. Теорию подкрепила практика: в остоженских переулках бюро построило порядка 20 объектов. Один из них - Московский международный банк на Пречистенской набережной получил Государственную премию 1996-го года, а по итогам «Московского Рейтинга» был признан лучшим зданием города за десять лет.
Правда, у широкой публики это здание не то что не нашло понимания, а было ею попросту не замечено. Но незаметность была одним из принципов «Остоженки»: принимая исторический центр как единственную данность, бюро категорически отказывалось от сколько-нибудь радикальной архитектуры, ограничиваясь новизной планировок, технологий и материалов. Однако, стоило мастерской выйти за пределы Садового кольца, как тут же посыпались яркие эффектные образы. И теперь у «Остоженки» что ни дом, то дерзкий эксперимент. «Дом-пингвин», вываливший «пузо» поперек Брестской улицы, офисная изба, сложенная в обло на Лесной или абсолютный аквариум «Панорамы». Кроме того, бюро доказало, что и в таком безнадежном, казалось бы, жанре, как жилая башня, тоже есть возможность для архитектуры: это жилые комплексы «Соколиное гнездо» или «Созвездие Капитал» на Шаболовке.

Николай Малинин

публикации

Евгения Бахтурова. В КОНТЕКСТЕ. Интервью с Александром Скоканом. "АБ "Остоженка". 1996 - 2006" (специальный выпуск журнала "Татлин", 2006, № 1 (2))
http://www.tatlin.ru/index.php?page=about&id=100051

Николай Малинин. НА КУХНЕ «ОСТОЖЕНКИ». Интервью с Александром Скоканом, Андреем Гнездиловым и Валерием Каняшиным. «Штаб-квартира», 2005, № 5 (33)
http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=785&fl=1&sl=1

Григорий Ревзин. ОСТОЖЕНКА В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ.  «Проект Классика» VI-MMIII - 30.04.2003
http://www.projectclassica.ru/m_classik/06_2003/06_classik_01a.htm

Николай Малинин. ДИКТАНТ ТИРЕ СОЧИНЕНИЕ. АРХИТЕКТУРНОМУ БЮРО «ОСТОЖЕНКА» - 10 ЛЕТ. «Независимая Газета», 11 июня 1999
http://archi.ru/press/malinin/m25.htm

контакты

адрес: 119034, Москва, Турчанинов пер., д. 6, стр. 2, офис 202
телефон: 095 727-42-24
е-mail: postmaster@ostarch.ru

сайт мастерской: www.ostarch.ru