Офисное здание в Курсовом переулке
Проектная организация: Остоженка
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Офисное здание в Курсовом переулке




Офисное здание Главного Управления по делам дипломатического корпуса
Адрес: Курсовой переулок, 4/2
Проектировщик: АБ «Остоженка»
Архитекторы: Александр Скокан, Дмитрий Гусев, Кирилл Гладкий, Иван Воронежский
Заказчик: Управление по делам дипломатического корпуса МИД РФ (УПДК)
Проектирование: 1997 – 1999
Строительство: 1999 - 2000

наше мнение

Александр Скокан считается лучшим московским архитектором. Он много и хорошо строит, побеждает на всех возможных смотрах, имеет Государственную премию, а построенный им банк на Пречистенской набережной был признан лучшим московским зданием за десять лет. Но слава эта немножко отдает «первым парнем на деревне». Потому как на фоне передовой мировой архитектуры его постройки чересчур просты, спокойны, может быть даже скучны. Ну, нет в них ничего такого, чтоб сносило бы крышу и заставляло стоять обалдевшим, как перед музеем Гуггенхайма в Бильбао или Еврейским музеем в Берлине.

Но архитектура - в отличие от многих других искусств - имеет не одно только измерение новизны, когда хорошо лишь самое свежее и ни на что не похожее. Она производная не только от времени, но и от места. Вышеупомянутые шедевры Фрэнка Гери или Даниэля Либескинда могли бы быть построены в любом другом месте (тут даже и сослагательное наклонение неуместно, ибо музей, очень похожий на тот, что в Бильбао, Гери начинает строить в Нью-Йорке, а Либескинд, прежде чем строить в Берлине, создал нечто подобное в Оснабрюке). Архитектура это не только искусство, но и культура, а культура - это память, любовь к отеческим гробам, дыму отечества и другим бабушкиным побрякушкам. Тем более, когда речь идет об историческом центре.

Но хороший принцип контекстуализма был скомпрометирован сначала самим постмодернизмом, который возвел его в догму и превратил архитектуру в сплошную декорацию, а затем и его отечественным отпрыском-отморозком - «московским стилем», который не знал удержу в ляпании башенок, мотивируя их необходимостью «вписаться». Начавшись на волне искреннего негодования по поводу небрежения старой Москвой, средовой подход превратился в массовую истерику и официальную политику. Но между обычными «средовиками» и Скоканом есть большая разница. Все озабочены тем, чтоб не шарахать в небеса железобетон, не вылезать за красные линии, не превышать этажность, не закрывать перспективы. Но мало кто умеет из суммы7 этих ограничений получить новое качество. Все пишут диктант, но только у Скокана он превращается в сочинение.

В принципе, дом в Курсовом переулке тоже можно прочитать как производную от суммы обстоятельств. Все вокруг малоэтажное - и он маленький. Чтобы не закрывать вид на церковь Ильи Обыденного, верхний этаж сдвинут вглубь да еще изогнут. Получившаяся дуга как бы меняет направление переулка, апеллируя к традиции - когда трассы ориентировались на доминанты колоколен. Цвет здания мотивирован тем, что другой угол квартала прикрывает краснокирпичный дом Перцова. Лицевой кирпичик блестит на солнце, как у особняков модерна - и тоже неспроста. Остоженские переулки это главный заповедник ар нуво, а УПДК отвечает за быт иностранных посольств, половина которых занимает как раз особняки модерна. Но у них никогда не было такой жесткой сетки окон - а тут есть, потому что: учреждение.

А вот почему красный куб чуть повернут по отношении к линии переулка - ничем вроде бы не объяснишь. Потому что причина «невидимая»: когда-то на этом месте стоял дом, старожилами помнимый как «Сережкина крепость» - и он тоже именно так был развернут. Кому все это надо? Вроде бы никому - а получается красиво. Собственно, вся концепция застройки остоженских переулков, разработанная бюро еще десять лет назад, ориентируется на то, что складывалось веками - на границы владений, иначе говоря - парцеллы. Хозяин стремился выжать из участка максимум, отрывался и распоясывался - но так, чтобы его свобода не ограничивала свободу соседа. Отсюда и возникала умиляющая нас сегодня живописность московских переулков.  Краеведение это ведь не только память, это - дословно - знание того края, за который не стоит вылезать, но который при случае можно и заострить. И если два переулка сходятся под острым углом, то можно это  подчеркнуть, как и сделал Скокан, далеко вынеся козырек крыши.

Инстинкт такого вот трогательного хранения бесполезных и бессмысленных с виду вещей - это, наверное, и есть инстинкт культуры. Которая тоже в общем-то бесполезна и неактуальна.

Иван Езерский. ЗОДЧИЙ КАК КРАЕВЕД. «Итоги», 6 февраля 2001

мнение архитектора

Задачей проекта было достижение максимального выхода площадей с учетом расположения здания среди ценной исторической застройки (вблизи церкви Ильи Обыденной, XVII в.). Трехэтажной частью здание выходит на угол переулков, поддерживая ломаную линию фронта застройки. Повышенная четырехэтажная часть здания решена с отступом от красной линии, что открывает вид на церковь от перекрестка. Планировочным центром здания является атриум, вокруг которого группируются рабочие помещения. Несущие конструкции - монолитный железобетон, отделка фасадов - традиционные для Москвы материалы: лицевой кирпич, штукатурка, естественный камень. Кирпич восточного фасада перекликается с расположенным на углу переулка «Домом Перцова (1905-1907 г.)

http://www.ostarch.ru/katalog.htm

мнение критики

Григорий Ревзин. ОСТОЖЕНКА В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ.  «Проект Классика» № 6
http://www.projectclassica.ru/m_classik/06_2003/06_classik_01a.htm

ваше мнение