Жилой дом «Панорама»
Проектная организация: Остоженка
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Жилой дом "Панорама". Фото: PacifisT (www.photisight.ru)




Жилой дом "Панорама". Вид на костел
Жилой дом «Панорама»
Жилой дом "Панорама". Щель. Проект
Жилой дом "Панорама". Вид со школьного двора
Жилой дом «Панорама»
Жилой дом "Панорама". 3D с костелом
Жилой дом "Панорама". С деревом
Жилой дом «Панорама»
Жилой дом "Панорама". Окрестности
Жилой дом «Панорама»
Жилой дом «Панорама»
Жилой дом «Панорама»


Жилой дом "Панорама". Фото: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов

Жилой дом "Панорама". Фрагмент фасада
Жилой дом "Панорама". Фото: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов
Жилой дом "Панорама". Фото: Александр Русов
Жилой дом "Панорама". Фото: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов

Адрес: Ул. Климашкина, 17 (Пресненский вал, 14, стр. 6)
Архитекторы: Александр Скокан, Валерий Каняшин, Мария Дехтяр, М.Кудряшов; при участии М.Муравьева
Конструктор: Соломон Шац
Подрядчик: «Ант Япы» (Турция)
Заказчик: «Капитал Груп»
Площадь: 18 400 кв.м
Проектирование: 2003-2004
Строительство: 2004-2005


ЭКСКУРСИЯ В ЖИЛОЙ ДОМ "ПАНОРАМА": 24 МАРТА 2007
http://www.svobodadostupa.ru./events/15


наше мнение

Не верь глазам своим, говорил Козьма Прутков, если в сарае дрова, а на сарае сами знаете что написано. Если же на заборе висит реклама одного дома, а за забором строится совсем другой, то знайте: вы в городе-герое Москве!

На рекламе - необычной конфигурации объем, торцы которого затейливо искривлены, а три секции здания скачут по высоте, как столбики диаграммы в стране с неустойчивым ВВП. Фасады (тоже как в диаграмме) - разного цвета: голубой и оранжевый. Однако, назывался дом не «Диаграмма», а «Панорама» - потому что представлял из себя один сплошной застекленный балкон.

Собственно, именно эта фишка - панорамное остекление - и позволяет новой версии дома сохранять свое гордое название. Более того: если в первой версии у дома все-таки были небольшие кусочки матерьяльности (зеленые простенки, разграничивавшие секции и квартиры), то теперь он обесплотел вконец и превратился в настоящий аквариум.

Такого - чтобы у жилого дома вообще не было стен - Москва еще не знала. Естественно, как всякий смелый эксперимент, это вызывает вопросы. И если на вопрос о надежности стеклянной стены (то есть, о возможных протечках, промерзаниях, теплопотерях и т.д.) ответом может служить сертификация и мировой опыт, то вот на вопрос о психологической готовности жильцов к такой «открытой жизни» ответ не так очевиден.

Вроде бы это прекрасно: входишь  в квартиру - а у тебя в ней Москва от пола до потолка. Море света, море воздуха, море видов - полный кайф. Но дом-то невысокий (всего 12 этажей), да и окрестности не то чтоб экстра-мега-ви-ай-пи. С одной стороны, конечно, костел, но с другой - еще не ликвидированный завод, а с третьей - громадный кирпичный дом-арка тех же архитекторов.

Возможно, конечно, это дело привычки. Американские жилые небоскребы устроены точно так же, невзирая на плотность застройки, да и в тесной малоэтажной Голландии живут безо всяких занавесок. Другое дело, что всякое архитектурное новшество русский человек норовит подмять под себя с шутками и прибаутками. Балкон непременно остеклит, а то еще и батареи туда выведет, зимний сад превратит в огородик, а террасу пентхауса засадит картошкой.

Сознавая такую опасность, архитекторы постарались сделать дом максимально вариативным. Шаг стоек по фасаду сделан так, чтобы предусмотреть все возможные варианты планировки: то есть, создатель будущего интерьера будет не ломать, а только выбирать. Сама стеклянная стена тоже набрана из небольших модулей, которые в принципе можно заменить простенками. Да и стекло отнюдь не однородно. Прозрачные фрагменты соседствуют с эмалитом, а тонированные имеют разные оттенки голубого и зеленого, поэтому внутри ты не так уж и беззащитен, как может показаться.

Но и снаружи эта цветовая раскладка работает весьма удачно. Если в первом варианте дом был просто разноцветно-веселеньким, то теперь он стал весьма изысканным. Плоскость стены превратилась в эдакий «тетрис», по которому в разных направлениях скользят прямоугольники разного цвета и разной толщины - ну чистый Мондриан. Причем, весь этот калейдоскоп - не какая-нибудь цветная пленка, а настоящее закаленное  стекло, крашеное в массе. Поэтому в разное время года и суток дом будет выглядеть по-разному; он будет жить, играть, меняться, а порой и растворяться в разнохарактерной среде.

Конечно, можно сказать, что все это уже было - да хоть в «близнецах» гостиницы «Аэропорт»: те же призмы, то же сплошное остекление, тот же зеленый эмалит. Но и новые венские «близнецы» Массимилиано Фуксаса тоже вроде бы не прорыв, а вот поставил он их под углом друг к другу - и сразу получил новое качество. Так и тут: вроде бы и форма стандартная, и материалы, а вещь получилась люто неординарная. Законное развитие архитектурного шестидесятничества, разве что лифт приходит тебе прямо в квартиру.

Жаль, конечно, что не удалось уйти от «коробчатости» модернизма, и что новый дом оказался тривиальным параллелепипедом. Но зато тут мы имеем новость социального плана: первый случай понижения этажности новостройки по доброй воле застройщика. Обитатели пентхаусов «дома-арки» были сильно обеспокоены растущим у них под боком соседом (хоть и прозрачным) и два этажа было срезано. Ну, а затем, чтобы сохранить требуемый выход площадей, пришлось изменить и оригинальную форму дома.

Однако, кое-что осталось. Торцевая «кривуля» переехала в центр здания и разрезала его пополам. И теперь в этот проем прекрасно виден костел на Большой Грузинской. Понятно, что дырка эта находится ровно напротив дырки «дома-арки», и весь пафос панорамных видов нанизывается, таким образом, на эту сочиненную архитекторами ось. А вся коммерческая составляющая оказывается производной от градостроительной доминанты. Что должно хоть как-то утешить бесконечно уплотняемую Москву.

Николай Малинин. МОНДРИАН-АКВАРИУМ. «Штаб-квартира», 2004, № 11

мнение архитектора

Жилой комплекс занимает участок, выходящий на улицу Пресненский вал, и обращен к проезжей части торцом. Комплекс состоит из двух прямоугольных 9- и 10-этажных объемов, полностью застекленных и объединенных 2-этажным стилобатом, который занят фитнес-центром. Геометрические композиции витражных фасадов работают на контрасте красного цвета каркасных реек и тонко нюансированных оттенков голубого и зеленого стекла. Прозрачные плоскости перемежаются фрагментами затемненного остекления. На каждом этаже располагаются 7 квартир, выходящих по две и по три на три лестничные клетки. Количество квартир: 51. Подземная автостоянка: 42 м/м для фитнес-клуба; 80 м/м для жителей.

Валерий Каняшин:

- Здесь были заброшенные заводские сооружения, а построив дом-арку по нашему проекту, заказчик выкупил этот участок. Изначально мы думали сделать тут блокированную застройку, с собственными участками, гаражами, почти загородный поселок. Но потом пошли по пути обычного дома: от эконом-класса - к люксу. В доме три секции, 50 квартир. Квартиры сквозные, на всю ширину дома, 22 метра. И сплошное остекление как признак дорогого жилья.

Архитектурная логика остекления такова. Первый дом каменистый, в нем больше стены, чем проемов, он тяжеловатый. Поэтому стеновитый объем тут же представить было невозможно. Отсюда - стеклянность. И вроде бы они уживаются. Тесно? Бывает и теснее. Мегаполис он и есть. Но теперь, покупая квартиру, уже все понимают, что если есть рядом свободный участок, то там непременно что-то появится. Но все равно важнее качества квартиры и место в городе.

Можно, конечно, было пойти по традиционному пути: много стен, но при этом дорогая отделка, детали, мрамор-гранит. Но мы выбрали путь с достаточно новым эффектом. Это пока еще новинка. Долго решали, из чего делать. Выяснили, что цветного стекла у нас практически нет. Крашеного в массе - тем более. Бывает стекло с пленкой, которая дает активный цвет. Но говорят, что в этом случае гарантии нет: пленка может начать отставать, морщиться. Хотя при этом звуковая защита возрастает, и разбиваясь - висит. Ну и дешевле это, чем закаленное стекло, и довольно часто во всем мире применяется.

Но цветные пленки нам не подошли - потому что все они были слишком ядовитых и кричащих цветов. Поэтому остановились на натуральном стекле, крашеном в массе. Гамма - холодная, теплая - только бронза. И контраста внутри между цветным и не цветным нет. На фасаде сильный контраст, а внутри - нет. А с пленкой бы была сильно заметна разница. Ну и потом в этой разнохарактерной среде хорошо сделать вещь из ряда вон выходящую. Дом с разных точек разный, при разном свете разный. Играет, живет, меняется.

Фасад сделан из алюминиевых профилей Shuco, это стандартная, надежная вещь. Нетиповых решения применять у нас нельзя: сертификация проблематична. Поэтому мы все время идем по легкому пути. Хотя и это интересно. Вроде все стандартное, но из этого сделано что-то нестандартное. Цена? Дешевле, чем скрытые крепления керамогранита. Или чем дорогой фасад с деревянными окнами. Ну, может, штукатурка по утеплителю дороже - но тоже не в восемь раз. Проблема скорее в расходах по отоплению.

Это фактически аквариум. Профиль теплый: внутри камера и прокладки, теплопотери рассчитываемы. Стеклопакеты тоже. Центральное кондиционирование. На кровлях установки. Но есть на всякий случай и вытяжные каналы из каждой квартиры, и вертикальные жалюзийные решетки – работающие как форточка. Стоят с таким рачетом, чтобы в любом будущем помещении - как бы его не разгородили -  оказалась такая решетка. Хотя вообще все створки глухие. А стекло на всю высоту, на все три метра. Но прикрыться от чужих взглядов - нет проблем. Можно хоть все закрыть. Хотя такой опции, как у Плоткина в проезде Загорского, здесь нет. Хотя мы пытались применять такие вещи: чтоб не только нижняя часть могла закрываться, но и вообще любой из блоков остекления мог бы быть заменен на простенок. Технически это не трудно: просто пакет заменяется на сэндвич, где внутри утеплитель, а снаружи - подзеркаленное стекло. Но это трудно в договоре обговорить. Тем не менее, мы взяли небольшой модуль структуры, чтобы можно было варьировать. А можно и внутреннее стекло заменить с прозрачного на матовое.

Планировки свободные. Колонна одна в каждой квартире, а в средних и вовсе нет. Шаг большой, 10,5 метров между опорами - это то, что говорит о классе. Но пришлось и перекрытия делать мощные (там же еще и консоли пятиметровые есть), двойные, кессон фактически. Что высоту забирает, но зато нет колонн, и хорошая звукоизоляция. Квартиры по 220-260 метров. Модуль два-сто, просчитаны все возможные планировки, и шаг стоек по фасаду сделан с таким расчетом чтобы к любой из них можно было приткнуться перегородкой. И получить то 6-300, то 2-20... То есть ломать не надо, а надо только выбирать. А около стен может быть все что угодно. Когда кухня большая, все эти советские проблемы (перегрев, запахи) уходят сами собою. А еще вытяжки есть.

Слишком открыто? Это вопрос привычки. В Голландии вообще занавесок в квартирах нет. Я думаю, покупатели сознательно идут на этот эксперимент, потому что где они только уже не жили. Вот Мейер сейчас в Нью-Йорке построил тоже два сплошь остекленных жилых дома... Да что угодно можно сделать с этим изнутри: зелень поставить, например. Но с другой стороны, это просто завораживающие вещи - воздух и свет. Хотя я и люблю обычное окно, но это круче.

Как нам удалось настоять на дырке? Заткнуть, срастить дом было никак нельзя. Ясно всем было, что будет просто клаустрофобия, затык полный. И какой-то просвист был необходим.  А кривая она почему? Дом стеклянный - потому что тот каменный, а это криво, потому что там прямо. Чтобы как-то уравновесить динамически. Там те же стекла изнутри, балконы – и из-за этих эркеров пространство в два раза увеличивается: можно в обе стороны все увидеть.

А скосы х-образные на торцах дома пропали, когда начиналась стройка. Заказчик начал считать деньги, понял, что незачем ему тут эти игры. Только у нас такое бывает, что проект меняется по ходу дела. Заказчик заглатывает «наживку» (в данном случае – сплошное остекление), покупатель тоже на нее клюет, а когда товар начинает идти хорошо, то становится ясно, что такие тонкости, как х-образные консоли можно убрать, выгадав в площади. Хотя и мне теперь кажется, что дом стал лучше, проще.

Из нтервью Николаю Малинину, октябрь 2004

мнение критики

Елена Гонсалес:

Жилой комплекс «Панорама» - еще один участок Москвы, отвоеванный жильем у производства. Архитекторы развивают успех на плацдарме, где в 2003 году по их проекту возведен кирпичный жилой дом. Этот массивное здание демонстрирует проектный метод «полного стакана» (А.Скокан), состоящий в оптимизации архитектурного объема с целью максимального его заполнения полезными площадями - адекватный ответ «Остоженки» на экономические требования к жилью класса «Б».

Новое здание неожиданно переводит тему «стакана» в чувственную сферу - образ сверкающего тонким стеклом сосуда заступает на место граненой емкости. Соответственно меняется и содержание: пространство требует эксклюзивного наполнения. Показательно, что заказчик еще в процессе строительства затеял конкурс на интерьеры. Универсальные прозрачные пространства комплекса таят массу возможностей - стеклянный контур не ограничивает планировочные решения, т.к. фасад дробится на мелкие фрагменты, и привязка внутренних перегородок к импостам достаточно вариативна.

Впрочем, таких точек стыка не должно быть много - идеологически это единое, не расчленяемое физическими преградами пространство, открытое вовне и лишенное барьеров внутри. Пожалуй, на этом единство формы и содержания заканчивается. Следует признать, что комплекс ориентирован на внешнее восприятие - главными здесь становятся отношения дом - город. «Панорама» встраивается в существующую ситуацию, дублируя кирпичного предшественника. Фасады ориентированы торцом к улице и развиваются вглубь территории, замещая обычный «скользящий» взгляд лобовым, характерным для строчной застройки. Это чрезвычайно выгодный ракурс, учитывая основной панорамный вид на костел. Стеклянный объем имеет трещину посередине - разрыв в теле здания корреспондирует с арочным проемом соседнего дома и создает волнующее напряжение.

У других архитекторов этот разрыв выглядел бы трагическим разломом - у спокойной «Остоженки» он оказывается дополнительным воздушным и световым бонусом жильцам дома. Мягкий излом границ не только гармонизирует образующийся колодец, но и смягчает жесткую геометрическую сетку всего здания. Эта пластичная линия видится настоящей архитектурной находкой в сравнении с разноцветной раскладкой фасадов, имеющей чисто декоративную природу - все возможные коннотации с бестелесностью мисовского остекления, блестяще продолженной решетками Нувеля и сетками Перро, разрушаются излишней манерностью рисовки, не дотягивающей ввиду несоответствия внутренней структуры до опусов группы «Де Стиль».

Возможно, впрочем, подобная «иконографическая» критика не совсем уместна, ибо основана на чисто внешних впечатлениях, в то время как решается совершенно другая задача: предложить потребителю архитектурной продукции абсолютно новые пространственные переживания повседневности.

Елена Гонсалес. Жилой комплекс «Панорама» на Пресненском валу в Москве. «Проект Россия», № 34 (25.01.2005)

Жанна Гладкова:

Интеллектуальность, дух эксперимента, взрывной максимализм, в сочетании с неподдельным вниманием к месту, постоянным анализом,  академической тщательностью — в высокой степени характерны для деятельности архитектурного бюро «Остоженка». Своим новым жилым комплексом бюро «Остоженка» исследует метаморфозу перерождения жилого дома традиционной тектоники в качественно другую архитектурную форму.
Жилой комплекс «Панорама» расположен в квартале сложившейся городской застройки, ограниченном  Пресненским валом, улицей Климашкина и Малой Грузинской улицей. Важной стилистической и градообразующей доминантой места выступает римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой девы Марии. Участок под строительство (площадью 4320 кв.м) на северо-западе граничит с жилым 14-ти этажным комплексом домом-аркой — другим знаковым объектом 1999-2000 годов, также выполненным  архитектурным бюро «Остоженка» для компании-инвестора «Капитал Груп».
Новый жилой комплекс насаживается на единую визуальную ось дома-арки и храма. Зрительная коммуникация с градостроительной доминантой обеспечивается устройством сквозного проема сложной конфигурации между двумя проектируемыми 7- и 8-этажными секциями. При этом дом-арка с привычной уже тектоникой красно-кирпичных стен и ритмикой оконных проемов оказался в тесном соседстве с необычной постройкой импозантной цельностеклянной архитектуры.
Два стеклянных параллелепипеда, 7-ми и 8-ми этажей слегка развернуты относительно друг друга, установлены на глухом двухэтажном цоколе, консольно нависают над ним. Композиция фасадов строится на тонкой графической прорисовке плоскости стены разномасштабными модулями профильной системы фасадного остекления, а также на нюансной игре оттенков светопрозрачного заполнения: окрашенное в массе стекло голубое и зеленоватое, полностью прозрачные и затененные конструкции; в качестве контрастного использован красный цвет — цвет перил ограждения французского балкона.
Чрезвычайно легкая, меняющаяся в зависимости от условий естественного освещения, фасадная оболочка нового здания визуально расширяет пространство, делает его подвижным, уютным и дружелюбным, а противостояние двух ближайших домов-соседей — неконфликтным. Несмотря на стесненные размеры территории, пространство между новым и существующим комплексом раскрывается в четырех направлениях, выглядит достаточно свободным. Костел, постоянно экспонирующийся в «кадре» проема жилого комплекса «Панорама», замыкает визуальную перспективу дворов и является равноценной принадлежностью экстерьера обоих жилых комплексов.
Парадоксальная эстетика нового жилого комплекса только на первый взгляд причудлива и прихотлива. Помимо внешней формы, это здание глубоко рационального содержания, где новейшие строительные технологии и материалы получают возможность в полной мере заявить о себе, реализовать весь заложенный в них потенциал — напрямую приблизиться к созданию нового энергоэффективного жилого дома, наиболее экономичным образом воспринять конструктивные и функциональные усилия, обеспечить жесткие нормативные требования (прочностных характеристик, уровня звуко- и теплоизоляции, светового и климатического комфорта, безопасности), с предельной остротой побороть сомнения и робость перед веком новой грядущей архитектуры.
Жилая часть комплекса состоит из двух сблокированных семиэтажных секций и одной восьмиэтажной. Особенностью планировки квартир является гибкий свободный план и практически полное отсутствие опор в интерьере. Каждая квартира имеет собственный лифтовой холл. Всего в комплексе насчитывается 51 квартира, площадью от 170 до 250 кв. м, в том числе пентхаус на верхнем этаже восьмиэтажной секции, площадью 320 кв. м. В цокольной части комплекса располагается фитнес-центр  с набором всех необходимых составляющих, включая: бассейн с дорожкой длиной 25 метров, баню, сауну, СПА, тренажеры. Финтнес-центр рассчитан на обслуживание, как жильцов дома, так и горожан. Вход в жилой комплекс и в фитнес-центр осуществляется с противоположных фасадов. В подземной части предусмотрена двухуровневая стоянка, предусматривающая  использование, как постоянных жильцов, так и посетителей фитнес-центра.
Архитекторами бюро «Остоженка» были разработаны интерьеры общественной зоны жилой части. Стилистическое единство с экстерьером достигнуто применением в интерьере сходных модульных профильных систем остекления. Так, облицовка стен и потолка вестибюля выполнена стеклянными панелями с рисунком и подсветкой изнутри.   
В конструктивной основе здания лежит монолитный железобетонный каркас с ядрами жесткости и дисками перекрытий. Примечательной конструктивной особенностью здания является применение большепролетной сетки между несущими опорами 10,5 х 5 м, а также устройство пятиметровых консольных выносов основного объема относительно цоколя, что позволило создать просторные помещения свободной планировки и достаточно необычные объемные конфигурации в пространстве. Специальной конструктивной разработкой явилось и применение двухслойных перекрытий, включивших в свою конструкцию слой утеплителя, что позволило полностью избежать традиционной стоечно-ригельной схемы в интерьере. Кроме того, двухслойная железобетонная конструкция, обладая хорошей инерционной массой, обеспечивает высокий уровень звукоизоляции, что является важным эксплуатационным фактором в современном коммерческом жилище.
Фундамент здания — монолитная железобетонная плита. Использованы также ленточные фундаменты и фундаменты стаканного типа. Кровля — совмещённая рулонная, эксплуатируемая с внутренним водостоком над автостоянкой. Ограждающие конструкции цокольной части выполнены по технологии навесного вентилируемого фасада с использованием фасадной системы GRANITOGRES. […] Ограждающие конструкции жилой части комплекса выполнены на основе фасадной профильной системы SCHÜCO, позволившей воплотить дерзкий замысел создателей в соответствии с жесткими функциональными требованиями к жилью. Использованная универсальная профильная алюминиевая система SCHÜCO FW 50+ представляет собой самонесущую стоечно-ригельную конструкцию для создания теплых фасадов. Одно из преимуществ этой серии — узкий профиль: его видимая ширина как изнутри, так и снаружи составляет всего 50 мм.
Данная система с наилучшей стороны зарекомендовала себя на практике. На её основе создан рисунок проема сложной конфигурации, самой разной геометрии светопрозрачные и крышные конструкции. Стандартная «теплая» система профилей включает в себя обширную номенклатуру декоративных накладок разных форм и расцветок для воплощения различных дизайнерских замыслов. Большая растровая ширина между элементами каркаса обеспечивает хороший уровень инсоляции помещений. В стандартную систему SCHÜCO FW 50+ без труда интегрированы элементы серии Royal S и Royal C, благодаря чему стало возможным использование окон с различным типом открывания, а также  сочетание «глухих» и открывающихся элементов, при этом интегрированные оконные конструкции внешне ничем не отличаются от «глухого» фасадного остекления. В отдельных случаях использовано взломоустойчивые элементы конструкций.
Одним из главных аспектов в создании нового энергоэффективного здания становится использование многофункционального высокоселективного стекла, обеспечивающего высокие показатели по пропусканию света при низких показателях общей энергии солнечного света, прошедшего через остекление с учетом всех видов поглощения,  отражения и переизлучения. Термин «многофункциональность» говорит о сочетании в одном материале лучших свойств стекол разных классов — солнцезащитных и теплосберегающих, снижающих одновременно затраты на отопление и кондиционирование. Проектом предусмотрено использование четырех видов стекла различной светопропускающей и отражающей способности, а также гаммы двух оттенков — легкого зеленоватого и голубоватого. Тип стеклопакета 6+16+6.
[…] Жилой комплекс оснащен современным инженерным оборудованием от ведущих европейских производителей. Смонтирована централизованная система вентиляции, кондиционирования; климатическое оборудование приточно-вытяжной вентиляция с фильтрацией и обработкой воздуха размещено на кровле; распределяющие воздуховоды находятся за подшивным потолком лифтовых холлов, откуда и осуществляется доводка к каждой квартире. Встроенная система водяного отопления располагается вдоль фронта остекления. Предусмотрена централизованная система очистки воды, противопожарной защиты и дымоудаления из подземной парковки. Здание оборудовано комфортабельными лифтами фирмы LG, управляемые высокотехнологичной системой SIEMENS.

Жанна Гладкова. ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС «ПАНОРАМА» НА ПРЕСНЕНСКОМ ВАЛУ. «Качественная архитектура. 2006» (Специальный выпуск журнала «Технологии строительства». М., ЗАО «АРД-центр», 2006)


Страничка здания на сайте "Свобода Доступа":
http://www.svobodadostupa.ru./events/15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жилой комплекс Ричарда Мейера в Нью-Йорке, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

Пит Мондриан, Композиция №, 1921

Дмитрий Бурдин, гостиница

Массимилиано Фуксас, Twin Towers, Вена, 2004

Жилой дом с аркой. Бюро

ваше мнение