Жилой дом в 1-ом Зачатьевском
Проектная организация: Остоженка
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Жилой дом с выставочным центром «Инфопространство»

Жилой дом с выставочным центром «Инфопространство». Балконы

Адрес: 1-й Зачатьевский переулок, 4
Проектировщик: АБ «Остоженка»
Архитекторы: Александр Скокан, Раис Баишев, Михаил Скороход, Владимир Лабутин
Заказчик: ТПФ «Интерспутник»
Площадь: 12.000 кв.м
Проектирование и строительство: 1997 – 1999

наше мнение

Александр Скокан выстроил в 1-ом Зачатьевском переулке абсолютно героический дом. Он мог бы быть домом полярников или авиаторов. Это дом в парадигме «как будто бы». Как будто история советской России сложилась иначе: страной правит честный Бухарин, Сталин сослан в Туруханский край за злоупотребления, оборзевшая Германия прижата к ногтю серией бомбардировок, Америка тщится догнать и перегнать по мясу и молоку, но все никак не может, Платонов - председатель Союза советских писателей, Мандельштаму авторитетом страны выбита Нобелевская премия.

Официальным стилем в архитектуре остается конструктивизм, но это уже не рассыпающиеся жилкоммуны, а серьезное массовое строительство. Ле Корбюзье построил в Москве Дворец Советов (на Ленинских горах), Райт сделал Луначарскому дачу над водопадом в Барвихе. Жолтовский строит высотные здания со шпилями в Троцке (бывший Екатеринбург), Фомин - санатории в Крыму. Некоторые церкви, порушенные в горячке первых лет Советской власти, восстановлены, на Лубянской площади построен конструктивистский храм в память всех погибших в гражданской. А Красную площадь украшает абсолютно прозрачный мавзолей Ленина, так что гражданам не нужно томиться в очереди, все и так видно.

В Москве можно строить как угодно - главное, чтоб было красиво, современно и прочно. Дом в Зачатьевском переулке взметнулся над старой застройкой, но не подавил ее. Он монументален, но не монотонен: фасад разбит простенком с балконами, наверху - светлая полоса из отечественной «ириски» (привет отцарившему модерну). Композиционным центром является угловой эркер-башня - которая по совету Жолтовского оттянута на дальний угол, а потому «работает» сразу на два переулка. Никаких украшательств, ни одного лишнего слова. Разве что низ забран в мрачновато-элегантный гранит, но это, видно, поветрие ар деко. Впрочем, можем себе и это позволить.

…Вот такая фантазия. Жаль только, что у автора это здание вызывает совсем иные эмоции.

мнение архитектора

Александр Скокан:

- Для меня этот дом - это крушение попыток влиять на формирование городской среды с архитектурных позиций. Когда мы начали его проектировать (это был 1995 год), приоритет при определении коммерческого потенциала участка был безусловно на стороне историков и архитекторов, которые утверждали, что на этом месте можно построить 4-этажный дом. С появлением конкретного заказчика (мебельный кооператив «Спутник») планка повысилась до пяти этажей. Уже в процессе строительства в ближайшем окружении здания появились 9-этажный «Опера-Хаус» Галины Вишневской и такой же высоты дом на соседнем участке - строительство которого было осуществлено под титулом «реконструкция существующего 2-этажного исторического здания». Видя такие успехи своих соседей, наш заказчик стал требовать повышения уже строящегося здания.
Не найдя понимания у бюро «Остоженка», он стал действовать через архитектурное начальство и добился увеличения этажности сначала до 6, а потом и до 7 этажей. Аргумент был абсолютно непобедимым: «верхние этажи лучше продаются». Поэтому сейчас можно только удивляться, что дом не стал 8 или 10-этажным.
После поражения архитекторов по такому существенному вопросу, заказчик уже не считал нужным согласовывать с нашим бюро иные изменения проекта. Работающие у него анонимные коллеги-архитекторы также не считали нужным обращаться к нам. Кое-что добавили строители - например, срезанный угол карниза. Наконец, появились женщины из специализированной организации, выдающей разрешения на покраску фасадов и, не считаясь с авторским решением, дали заказчику свои предложения. С большим трудом, с помощью Главного художника города А.В.Ефимова, удалось добиться перекраски здания.
Потом появились будущие жители, которые внесли свою лепту в украшение здания: кондиционеры, решетки и проч. Дальше будут остекленные балконы.
Так что, если быть педантичным, список авторов будет очень длинным, как в конце американского фильма. В котором будут и Раис Баишев - главный архитектор проекта, и анонимные архитекторы заказчика, и г-н Глуховский (собственно заказчик и инициатор всех «усовершенствований»), и Главный архитектор города, поднявший этажность дома, и многие другие.
К счастью, этот дом не получит никаких архитектурных премий, а то не избежать проблем со списком авторского коллектива.

Николай Малинин. ДОМ «КАК ЕСЛИ БЫ». Героическая утопия с антиутопическим комментарием. «Независимая Газета», 30 октября 1999

мнение критики

ваше мнение

Гость | 5088 дн. 23 ч. назад
на вид дому лет 70...весь потрескался и закоптился...лишь скучная бездарность выдает его происхождение и эпоху "сотворения"
Гость | 5604 дн. 16 ч. назад
Раис абый МОЛОДЕЦ!
Гость | 6189 дн. 18 ч. назад
Варварски уничтожив старую застройку переулков, спускающихся к реке от Остоженки, наши новые архитекторы заполнили мой любимый район страшенными, холодными,словно по линеечке вычерченными, домами-монстрами.
Перейти к обсуждению на форуме >>