Офисный комплекс в Дегтярном переулке
Проектная организация: Остоженка
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Офисный комплекс в Дегтярном переулке

Офисный комплекс в Дегтярном переулке
Офисный комплекс в Дегтярном переулке
Офисный комплекс в Дегтярном переулке
Офисный комплекс в Дегтярном переулке
Офисный комплекс в Дегтярном переулке
Офисный комплекс в Дегтярном переулке
Офисный комплекс в Дегтярном переулке

Офисный комплекс
1) Дегтярный переулок, 4 - 6
Проектировщик: АБ «Остоженка»
Архитекторы: Александр Скокан, Андрей Гнездилов, Кирилл Гладкий; при участии Л.Малашонка, Л.Поляковой (фирма «Алдеби»)
Инженер: Соломон Шац
Заказчик: АОЗТ «Крон»
Инвестор: ООО «Капитал Груп»
1997 – 1998
2) Тверская, 22-б
Проектировщик: АБ «Остоженка»
Архитекторы: Александр Скокан, Андрей Гнездилов, Кирилл Гладкий; при участии Л.Малашонка, Л.Поляковой (фирма «Алдеби»)
Инженер: Галина Марова
Заказчик: ООО «Капитал Груп»
Инвестор: ООО «Капитал Груп»
1998 – 1999

наше мнение

Первый дом - характернейшая для «Остоженки» смесь места и времени, контекста и подтекста, старого и нового. Здание повторяет изгиб переулка, частью фасада воспроизводя нечто похожее на то, что здесь было. Но за передней плоскостью (старинничающей) вырастает новейшествующая - соединенная с первой довольно конфликтно, один оторвавшийся карниз чего стоит. Столь же драматично правая часть фасада сопрягается с левой - через остекленный «провал» и железную колонну. Ну, а страсть Скокана к филателии (к спокойным сухим фасадам клеится некая «марочка» - в Молочном переулке это были два окна, обрамленные кирпичной кладкой) здесь имеет иное продолжение: белый цвет карниза «падает» в зеленую плоскость фасада - ровно на те же два окошка.
Вообразить, что соседнее здание построено теми же архитекторами спустя всего год – невозможно. Но именно оно и знаменовало собою поворот бюро к более жесткой архитектуре. Привыкши любить все, что делала «Остоженка», от этого здания в первый момент слегка оторопеваешь. Кажется, будто это тот же самый «Минск», во дворе которого, в Дегтярном переулке, дом и стоит - только немного модернизированный. Никогда раньше Скокан себе такого не позволял: делать в исторической среде такой громадный и такой монотонный объем.
Потом, конечно, начинаешь понимать, чего хотели архитекторы. Дугой плана - подчеркнуть изгиб переулка. Зеркальными окнами заподлицо с фасадом - дематериализовать избыточный объем. Диагональным их расположением - уйти от монотонности. Объемы первого плана - это, понятно, дань поветрию оставлять фронт красной линии в привычных масштабах, а уж громоздить - за ним. Но и эта задача решена вполне иронично: некое подобие ордера разрывается деконструктивистским козырьком, а парафраз на тему старого домика облицован натуральным камнем. А по-настоящему хороши - в своей чистоте - задние фасады. В общем, очень спорная постройка, пройти мимо которой нельзя, но и полюбить которую трудно.

 

мнение архитектора

 

Александр Скокан:

- Почему дом кривой? Зайдите во двор - увидите, что существующий за ним высокий дом дает эту кривую линию, которой мы и подчинились. Если б пошли по прямой - было б что-то несуразное. Потом провели аэрофотосъемку и увидели, что помимо трассы переулка, есть еще силовая линия: как будто кто-то с Пушкинской радиусом вертел.
В чем его программность? Тут ни одного лишнего слова. Пули зря не тратить. Каждый заряд - в цель. Мы все время думаем: а можно ли еще точнее, еще строже? Такой минималистский перфекционизм. Но можно рассказать и по-другому. Сделали мы первый дом, все нас похвалили, все было просто и понятно. Просто взяли и пристроились к длинному дому. А дальше заказчик (тот же) хочет ту же высоту. Снести нельзя. Плюс инсоляция. Значит, надо отодвинуть, чтобы сохранить этажность. Заказчик начинает игры с согласующими инстанциями: выясняется, что можно снести и восстановить. Потом выясняется, что можно не восстанавливать. В результате только по нашему настоянию один кусочек все-таки напоминает старую застройку... И это, конечно, тяжело: когда правила игры меняются в ее процессе.
А гранитный цоколь это очень практично. Мы, конечно, пытались уверить заказчика, что в переулке это нехорошо. Все равно что в лакированных штиблетах приехать на дачу. Но гранит можно легко мыть, сохранять аккуратный вид. Хотя нам больше нравится обоженный камень - он есть на нашем банке и в доме в Соймоновском проезде. Но с точки зрения заказчика это выглядит менее привлекательно: он уже пыльный, грязный как будто.

мнение критики

Алексей Комеч:

- Здание в Дегтярном переулке меня подкупает очевидной цельностью, непротиворечивостью, единством ритма, найденностью общего объема, пропорций и в то же время достаточной сложностью. Повернутая под углом лестничная клетка, во-первых - отвечает градостроительной ситуации - повороту переулка, во-вторых вносит усложняющий и дифференцирующий акцент в общую композицию. Сопоставление гладких плоскостей стены, чистого очертания проемов и легкого стеклянного акцента выглядит очень симпатично. Известная изысканность этого решения находит свое выражение в линиях карниза, который сделан не глухим, а как бы прорезным, ажурным. Может быть, он слишком оторван от более высокого куба, но это мелочи, которые могут быть по-разному ощущаемы мною и автором.
Мне кажется, что это офисное здание вносит новое в московскую архитектуру. Архитекторы нам говорят, что Москва - не музей, она должна жить. В этом здании нет идиотской вычурности, желания показать, что ты смотрел все журналы и, может быть, даже живьем видел массу архитектуры более сложной. Оно соответствует новому деловому образу города. Это профессионально, здесь просматривается личность архитектора, отпечаток фирменного стиля, что чрезвычайно приятно.

Алексей Комеч. Как строить в исторической среде? «Проект Россия», № 10 (1998)

 

ваше мнение