Адрес: Шаболовка, 21
Архитекторы: Александр Скокан, Раис Баишев, Мария Елизарова, Николай Иванов, при участии Софьи Кавериной, Ирины Розиной
Цветовое решение: Иван Лубенников
Конструктор: Соломон Шац
Заказчик: «Капитал Груп»
2001-2004
наше мнение
Симпатичный жилой комплекс с очень странным названием: «Созвездие Капитал». Звучит как калька с английского, впрочем, цены пентхаусов действительно астрономические, а взаиморасположение корпусов достаточно причудливо, чтобы принять его за созвездие. Диктовалось оно, понятно, необходимостью выжать максимум площадей из участка затейливой конфигурации, где раньше был завод. Усилия архитекторов дополнил застройщик, увеличивший этажность и ширину зданий. В результате качество потребительское пострадало (теснота тут все-таки чрезвычайная), а вот градостроительное, наоборот, расцвело. Композиция получилась крайне живописная и силуэт выразительный: особенно оригинально торчат во все стороны консоли пентхаусов - хоть и не столько радикально, как у модных ныне голландцев (MVRDV, Neutelings & Riedijk). Любопытно и колористическое решение, отсылающее к экспериментам Бруно Таута, но непривычное еще для жилых комплексов Москвы. Из удачных практических ходов стоит отметить 4-этажный стилобат, объединяющий комплекс, и навесной вентилируемый фасад на подсистеме, что тоже – прогресс. В общем, не то чтобы шедевр, но в каждом своем решении – оригинальный и достойный продукт. Что особенно ясно на фоне соседнего «Созвездия Капитал 2» - комплекса от того же застройщика, но совсем от других архитекторов…
Николай Малинин
мнение архитектора
В основе комплекса - идея самодостаточной градостроительной единицы. Он состоит из пяти одноподъездных башен (14-18 этажей) и выделяется на фоне застройки улицы Шаболовка, носящей промежуточный периметрально-свободный характер. Башни расположены венцом вокруг петли внутренней дороги, вливающейся в уличную магистраль. Громады высоток разбиты цветом, вкрапление которого в облицовке выигрышно дополняет облик многоугольных объемов. Активный консольный вынос призм-пентхаусов вносит зрительный акцент в оформление верхнего регистра башен. Общая площадь: 80 000 кв. м. Количество квартир: 446 (1, 2, 3 и 4-комнатные). Автостоянки: подземная - 273 м/м; в цокольном этаже - 66 м/м; открытая гостевая - 28 м/м
«Архитектурный вестник», 2005, №3 (84)
Александр Скокан (А.С.), Андрей Гнездилов (А.Г.), Валерий Каняшин (В.К.):
- А сверху «бескозырка» консоли. Это у вас просто фирменным приемом стало: вот и на Шаболовке консоли пентхаузов торчат во все стороны - как клювики птичьи...
А.С.: - Никакой это не прием, а банальный поиск увеличения площадей. Там вся конфигурация башен - производная от инсоляционных лучей: чтоб везде светло было. И туда, где соседний дом не затеняли, «клювики» эти и направили. А высунулись они ровно настолько, насколько конструкторы позволили. Но сложность получилась интересная - с точки зрения пространственных ощущений. Башни вроде бы тесно стоят, но все под углом друг к другу - и теснота не ощущается.
А.Г.: - Кажется, что это букет, куда только визитку засунуть можно. Ан нет.
- «Букет» этот особенно здорово заиграл на фоне второй очереди, неизвестно кем спроектированной. Сразу стало ясно, что такое хорошо и что такое плохо.
А.Г.: - А еще там навесной вентилируемый фасад – тоже шаг вперед в жилом строительстве. Это минирит: фанера с крошкой, которую к подсистеме привинчивают. А с кирпичом я бы вообще завязывал. Сейчас ситуация с отделкой фасадов радикально изменилась. Конец кирпичной эпохи. Все фасады в Европе теперь сборные. Собираются на болтах и гайках, а за ними – вата.
А.С.: - А это предъявляет другие требования к строительству. Любой оконный проем становится проблемой: для него нужно специальные откосы делать, углы примыкания. Короче, материал сильно дисциплинирует. Но когда подрядчик покупает дорогой материал, а на болтах экономит и все на коленке начинает делать, дом разваливается. Но в принципе, если панель плохо привинтили, можно снять и сделать заново.
- А что эти навесные фасады могут дать архитектуре?
А.Г.: - Можно вытащить непривычный модуль фасада.
В.К.: - Можно сделать активный цвет, чего с кирпичом получить невозможно. Красится минирит хорошо, а благодаря его составу, ни дождь, ни мороз на краску не действуют. Вот жилой комплекс в Астрадамском проезде: там нужно было как-то разбить тяжелую форму, которую неизбежно дают башни. И цвет с этим прекрасно справился. Ярковат? Ну, это заказчик хотел «повеселее». Надоест – можно и перекрасить.
А.С.: - Структура домов все равно остается прежней: железобетонная этажерка. А вот фасады будут либо витражные, как на «Панораме», либо модульные – из камня, керамогранита, аргетона, минирита. А это все вопрос цены. Поэтому, начиная новый дом, я сегодня хочу, не говоря ни о пластике, ни об образе, понять, какую цену закладывают на фасад: 100 долларов, 200, 300?
- Но ведь и кирпич можно класть красиво, если руки откуда надо растут?
А.Г.: - Руки за последний год только хуже стали. Цена квадратного метра выросла, а качество – упало. Материалы подорожали: сталь - на 40 %, бетон - на 25, бензин опять же таки... И чтобы остаться при своих, инвестору приходится набирать на стройку самую дешевую рабочую силу, чуть ли не бомжей.
В.К.: - Все дело в контроле. Можно ведь договориться обо всем заранее: стоит дом столько-то, фасады – такие-то, а потом, в пределах этой сметы уже не воровать. И все делать по технологии и под контролем.
- А почему же вы, такие опытные и авторитетные, этот контроль не можете обеспечить? Почему ваши первые жилые башни, на улице Климашкина, так грустно выглядят – спустя всего четыре года?
А.С.: - Контроль архитектора часто оказывается сугубо формальным. У нас нет рычага. Даже когда у нас есть авторский надзор, возможности его все равно ограничены. Мы не можем отстоять именно тот материал, который хотим. Архитекторы вообще не имеют отношения к определению цены и себестоимости. Нас об этом не спрашивают.
- А вот в башнях на улице Врубеля живет, я знаю, один из их авторов: то есть, жить там все-таки можно?
В.К.: - Можно! Место тихое.
- То есть, все дело в месте, а не в архитектуре?
А.С.: - Если речь идет о жилье, то продается по-прежнему место. В отделку вестибюлей инвестор вкладываться никогда не будет.
Николай Малинин. НА КУХНЕ «ОСТОЖЕНКИ». Интервью с Александром Скоканом, Андреем Гнездиловым и Валерием Каняшиным. «Штаб-квартира», 2005, № 5 (33)
мнение критики
Страничка комплекса на сайте "Капитал Груп":
http://www.capitalgroup.ru/home/completed_projects.htm/sozvezdie_kapital_1.htm/