Попов и архитекторы





руководитель

 Олег Попов






о мастерской

Мастерская «Попов и архитекторы» основана в 1995 году, ее объекты, как правило, довольно большие, да и находятся в самом центре. Два «Романовых двора» на бывшей улице Грановского, две «Авроры» на Садовнической набережной, комплекс входа в Ботанический сад на проспекте Мира, клуб «Огород»… Однако, слава у бюро негромкая. Причина же совсем не в качестве вещей или плохо поставленном пи-аре. Программа мастерской - это не создание шедевров, а аккуратное созидание городской ткани, тщательное выращивание каждого объекта, поэтому свой метод они назвали «интуитивным рационализмом» или «структурным романтизмом».
То, что процесс красивее результата, известно каждому. Всем известно и то, что московские архитекторы способны рисовать потрясающие проекты. Но в реальности - скучная средняя архитектура. Преодолеть эту пропасть можно только тщательно анализируя ограничения - как объективные (город, среда, участок, сети), так и субъективные (пременчивость заказчика, вздорность согласующих инстанций). Задача архитектора - как понимает ее Попов - не в том, чтоб нарисовать эффектный проект, который потом (под влиянием внешних факторов) тысячу раз изменится и превратится в очередное убожество, а в том, чтобы научиться точно и аккуратно растить структуру объекта, исходя именно из ограничений.
С одной стороны, это чем-то похоже на автомобилестроение. Форме - если она выполняет функцию - нет нужды быть новаторской. Новаторство нужно в процессе анализа функции. А с другой стороны, я бы привел в качестве аналога старообрядцев. Два с половиной века у них не было возможности строить себе храмы, на что они говорили: «Церковь не в бревнах, а в ребрах». Похожим образом можно охарактеризовать и принципы мастерской Попова. Фасады, образ, красота, то есть, «бревна»  - дело десятое. Главное это те ребра, которыми структурируется функция. Характерно, что две трети объектов мастерской - это реконструкции, где новые ребра тщательно соединяются со старыми, а новая ткань органично вживляется в существующую. Особенно эффектна была мансарда на Мясницкой, сделанная из клееных деревянных конструкций, до которых Попов вообще большой охотник.
А красота - такая, чтоб прохожий увидел и замер (как замирают русские архитекторы на Западе) - она, конечно, еще будет. За это говорит и то, что Попов блестяще образован по части западной архитектуры (из которой предпочитает Алвара Аалто и Ханса Шаруна - таких же эстетов в деле индивидуального оформления функции). Библиотека у Попова фантастическая, да и объехал он последовательно многие шедевры Европы и Америки. И он не только лучше всех среди практикующих знает архитектуру ХХ века, но и видит - о чем говорят уже его фотографии…

публикации

Николай Малинин. ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ В КАМНЕ. «Архитектор - это прежде всего врач», - говорит Олег Попов. «Независимая Газета», 15 июня 2001
http://curtain.ng.ru/arch/2000-12-29/6_kamen.html

контакты

адрес: 125009, Москва, Воздвиженка, д. 4/7, стр.2
телефон: 540-85-83
е-mail: info@popovarc.ru

сайт мастерской: www.popovarc.ru