Клуб «Огород» и входная группа Ботанического сада МГУ
Проектная организация: Попов и архитекторы
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение

Клуб "Огород". Фрагмент интерьера


Инсталляция "Городские звери" группы "ДНК"  на выставке журнала "Штаб-квартира", 2005 год

Адрес: Проспект Мира, 26
Архитекторы: Олег Попов, Сергей Геворкян, Наталия Разина 
Заказчик: Администрация Ботанического сада МГУ
Проект и реализация: 2003-2005

наше мнение

[…] Третий объект театром, по большому счету, не является. Но раз уж мы рассматриваем в этом качестве фокинский бизнес-центр, то и клуб «Огород» в Ботаническом саду МГУ вполне может быть принят в эту компанию. Тем более, что и режиссер, осенивший своим присутствием это здание, стоит в тетральном мире особняком, будучи тоже своего рода человеком-клубом. Резо Габриадзе, сценарист «Мимино» и «Кин-дза-дзы», автор памятника Чижику-Пыжику в Питере, режиссер и художник, показывает здесь свой знаменитый спектакль «Сталинградская битва». В маленьком зальчике на втором этаже будут еще играться самые разные спектакли, но мало какому этот дом так еще подойдет.

Спектакль про войну - и домик этот тоже весьма похож на окопавшийся в лесу танк. Спектакль кукольный - и дом словно бы невсерьез, так - павильон, «верандочка». Спектакль здесь ненадолго, он с успехом кочует по миру - и здание тоже кажется временным сооружением, дачкой (недаром и мебель в клубе - садовая). Спектакль абсолютно рукотворный - и дом построен словно бы без кранов и экскаваторов. Ты видишь движения рук кукловодов - и видишь, как устроено здание: коммуникации наружу, камешки в сетках колонн. Спектакль не имеет в себе «фигуры напряжения»: нет актеров, рвущих на себе рубахи, нет световых и звуковых эффектов, нет внятного сюжета - и совершенно непонятно, из чего, собственно, рождается ответная реакция. Ювелирный монтаж, скрещенья рук, судьбы скрещенья. И внутреннее пространство тоже словно бы набрано по кусочку - но как ловко и хитро смонтировано!

Зрителя бросает то в смех, то в слезы - и дом имеет два кардинально разных фасад: со стороны проспекта Мира он наглухо заложен кирпичом, со стороны сада - одно громадное окно. Днем это «окно в природу» (у сада, основанного еще Петром I в 1706 году, роскошная коллекция), вечером стволы медленно чернеют, и окно превращается в театр теней. Эта метаморфоза сродни тому габриадзевскому чуду, когда простое ведро с дырками превращается в вагон поезда. Условность кукольного театра это условность в квадрате, но ты моментально принимаешь ее - точно так же и дом этот, который лишь условно может быть назван «архитектурой», на самом деле является фантастически приятным пространством, рядом с которым всякая «серьезная» архитектура кажется надутой и бессмысленной.

Остается добавить, что клуб - это лишь часть большого культурного центра «Аптекарский огород», который строится параллельно с реконструкцией собственно сада. Здесь будет круглосуточно открытая бесплатная «ботаническая» библиотека, такой же круглосуточный книжный магазин, летний кинотеатр, литературный клуб «бахчиСАРАЙ» (дизайн - Резо Габриадзе).

Николай Малинин. СПЛОШНАЯ ДЕКОРАЦИЯ. В Москве открылось сразу три новых театра. При этом ни один из них на театр не похож. «Независимая газета», 1 июня 2001

P.S. К сожалению, вышеописанные замыслы пока так и не воплощены. Равно как и замечательный проект реконструкции оранжерей Ботанического сада. Проект, выполненный все той же мастерской «Попов и архитекторы» еще в 1996 году, предполагал возведение эффектных павильонов, чем-то напоминающих Хрустальный дворец Пэкстона, - но из клееной древесины (КДК). Конструкции даже были изготовлены, но потом заказчик засомневался в их морозоустойчивости. В результате они были частично использованы при строительстве клуба «Огород», а новый проект предусматривал уже металлический каркас – но при этом объемно-планировочное решение сохранялось. В том числе и план возведения у входа в сад арки ВСХВ-1923 Ивана Жолтовского – правда, тоже из КДК.
Тем не менее, место стало архитектурно знаковым по разным причинам. Во-первых, в одном из центральных объемов поселилась мастерская ABD Architects Бориса Левянта. И не только поселилась, но и устроила в саду несколько архитектурных тусовок. Другой доброй традицией стало проведение в саду дизайнерских фестивалей журнала «Штаб-квартира» (он, правда, тихо скончался в конце 2006 года, но три громких мероприятия здесь провел). Наконец, еще одним центром архитектурного интереса стал клуб «Кокон», спроектированный Владом Савинкиным и Владимиром Кузьминым, и разместившийся в одном из павильонов сада вдоль Грохольского переулка. Увы, и его судьба была печальна: погорев под новый 2006 год, больше он так и не открылся…

мнение архитектора

Олег Попов:

- Загородные дома из бруса - это можно не обсуждать, это есть и так, есть традиция, заказчик, артели. А чем хороша клееная древесина? Она позволяет получать материал с заданными свойствами, с ее помощью можно эффективно решить перекрытие сложного в плане пространства, получить красивые криволинейный формы. Дерево и стареет красиво - не то что металл. И человека не надо заставлять любить дерево - в отличие от металла. А технологии ЦНИИСКа, где используется вклееный стержень, это уже не традиционный способ, это какой-то хай-вуд. И это ведь не «нео-что-нибудь», а реально новый образ - ибо такого никогда не было. Эта честность, настоящесть особенно достойно выглядит на фоне урбанизированной среды, которая пытается рядиться в так называемые исторические одежды. Но к сожалению, те возможности, которые дает клееная древесина, не могут быть легко согласованы.

ТЫ – ДЕРЕВО, ТВОЕ МЕСТО В САДУ? Московские архитекторы о месте и роли древесины в современной архитектуре. «Независимая газета», 8 декабря 2000 г.

Страничка объекта на сайте мастерской «Попов и архитекторы»:
http://www.popovarc.ru/p.shtml?08 

мнение критики

Ирина Коккинаки:

Десять лет назад в мастерской «Попов и архитекторы» был создан проект реконструкции оранжерей старого Ботанического сада МГУ на Проспекте Мира (Аптекарский огород). Сооружение должно было развиться из сохраненных и отреставрированных фрагментов старой оранжереи, заключенных в стеклянный футляр нового здания. Комплекс предполагалось возвести из деревоклееных конструкций (КДК), в модели напоминавших плетеное кружево с веерными «воротниками» торцевых фасадов.
После того, как КДК были частично изготовлены, реконструкцию оранжереи отложили на несколько лет, а готовые структуры применили при возведении клуба «Огород». Новый проект реконструкции оранжерей предусматривал использование металлического каркаса (архитектор Н.Разина) при сохранении общей объемно-планировочной структуры первоначального проекта.
«Попов и архитекторы» — убежденные «правозащитники» деревоклееных конструкций, разговор о которых приобрел в последние годы остро полемический характер. В числе причин, помешавших мастерской осуществить проект, было сложившееся мнение, что КДК сильно подвержены воздействиям климатических условий. После того, как от них отказались в Аптекарском саду, стало известно, что завершенный в 2002 г. комплекс «Millenium Galleries and Winter Garden» (Шеффилд, Южный Йоркшир), ознаменовавший новую эру строительных технологий, включил оранжерею на основе КДК. Здесь разместились тропические растения, требующие поддержания высокой влажности, что опровергло предрассудки о невозможности использования КДК в зимних садах. Благодаря влагостойким пропиткам дерево не подвержено даже грибковым заболеваниям.
КДК привносят существенные изменения в типологию архитектурных жанров, меняя образ сооружений, прежде считавшихся «вспомогательными». Речь не только об оранжереях, складских и хозяйственных постройках, но также о мансардах, только входящих в российский обиход. Целый мансардный этаж занял верхний уровень бывшего доходного дома Строгановского училища («Попов и архитекторы» совместно с ЦНИИСК). Система стропильных конструкций образовала пространства сложной геометрии, принципиально отличающиеся друг от друга. КДК позволили разрешить проблему в угловых секциях с пяти- шестисторонними очертаниями.
Следуя сложному в плане сооружению, охватывающему квартал, этаж включил офисы, апарт-отель, мастерские художников и жилье. Эффект упругой легкости конструкции достигнут тем, что она не опирается на внутреннюю стену: металлическая затяжка оснований с вклеенными в древесину армирующими стержнями передает усилия «в точку». О.Попов делает акцент на этой приоритетной особенности российских КДК, инженерные разработки которых не уступают зарубежным, например, скандинавским и немецким.
Сочетание неисчерпаемых возможностей КДК превращает сооружения из них в образцы инженерного изобретательства. По разнообразию и эстетическим качествам конструкции из гнутой древесины сравнимы лишь с нервюрными сводами.
Среди самых известных из ранних примеров использования КДК — московский бассейн «Чайка». Недавно построенная в Бутово школа стала образцом экологического стиля, сфокусировав внимание общественности (архит. Н.Лютомский и др.). Любимым москвичами стал деревянный мост над 102 км МКАД в районе Лосиного острова. «Русский хай-вуд делают на Рязанском проспекте» — так звучал подзаголовок статьи Н.Малинина, рассказывавшей о специалистах Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций и открывшей в 2000 г. («Независимая газета») дискуссию о преимуществах КДК.
«Речь о том, чтобы дать свободу деревоклееным конструкциям, чтобы дерево вышло в большую московскую архитектуру, а его применение не ограничивалось мансардами и другими малыми объектами», — считает О.Попов. Однако пока, согласно СНиПам, КДК могут применяться не выше 2-го этажа.

Ирина Коккинаки. ДЕРЕВОКЛЕЕНЫЕ КОНСТРУКЦИИ: К СОСТОЯНИЮ ВОПРОСА. «Архитектурный вестник», 2006, № 5 (92)
http://archvestnik.ru/ru/magazine/303/ 

ваше мнение