Школа-интернат в Кожухово
Проектная организация: Атриум
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение























Школа-интернат в Кожухово на выставке "Арх-Москва 2007"
 
Адрес: 1-й Красковский пер., 38-б
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Виктор Гурчев, Анна Шапиро, Светлана Харитонова, Елена Валуйских
Конструктор: Алексей Калашников
Заказчик: компания «ДОН-Строй»
Подрядчик: компания «ДОН-Строй»
Площадь: 11.500 кв.м
2003 - 2007
 
13 НОЯБРЯ 2007 ГОДА ЗДАНИЕ СТАЛО ЛАУРЕАТОМ ПРЕМИИ ARX AWARDS 2007 В НОМИНАЦИИ «ЛУЧШИЙ ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ ИЛИ СПОРТА»
http://www.arxawards.su/report.php

наше мнение

«Интернат» - слово страшное.

Хуже его, наверное, только слова «армия», «бомж», «злокачественная опухоль».

Но этих слов, если постараться, можно и избежать. А вот если интернат в твоей жизни случился – тут уж никуда не денешься.

Архитектуре редко дано изменить смысл слова.

Хотя - бывает. Слово «вокзал», например, тоже безрадостно. Но если к ниму добавить слово «Орсэ» - фраза сразу начинает переливаться всеми цветами радуги.

Но в этом случае в работу включились другие приятные слова: «Париж», «музей», «Гоген», «Ван Гог».

В нашем же случае все окрестные слова – против.

Например, слово «Кожухово». Ну совсем не радует. Экология неважная, застройка – унылая. Метро нет, в транспорте – давка. Над домами гудят вертолеты. В общем, дрянь дело.

Слово «ДОН-Строй» тоже как-то смущает. Тоталитарный стиль, агрессивная  реклама, неадекватные цены, бешеные темпы строительства, умелые руки таджикских рабочих…

Короче, от новости, что «ДОН-СТРОЙ» возвел ИНТЕРНАТ в КОЖУХОВО, ничего хорошего не ждешь.

А дальше начинаются чудеса.

Съезжаешь с МКАД, скрипишь по проселочной дороге, выкатываешься на простор (где, покуда хватит глаз, – люберецкие поля фильтрации), и вдруг обнаруживаешь невероятную картину. Наверное, такую же невероятную, какую увидел с балкона глупый король: одетых во что-то страшно заграничное бременских музыкантов.

Выглядит интернат и вправду странно-иностранно. И не сразу понимаешь, в чем тут дело. Вроде бы ярких одежек на учебных зданиях в Москве хватает: будь то школа для детей-аутистов на Кашенкином Лугу или «донстроевская» же школа на «Щукинской». Необычные планировки тоже встречаются: взять школы Николая Лютомского в Тропарево-Никулино или в Северном Бутово, ПТУ в Тихвинском переулке. Но нигде еще не было столь необычных форм. Которые если что и напоминают, так только педздания самого экстравагантного английского зодчего Уильяма Олсопа. У которого каждый дом – пенал, под ним – циркули ножек, а все, что может быть не прямым, – круглое. Ну и цвета – как будто дискотека круглый год. Наверное, детство у него было тяжелое.

Наше детство тоже прошло известно на каких букварях. Пространство советской школы – геометрично, как тетрадка. Класс-коридор-рекреация. Все по линеечке, из туалета в ужасе выскочили, и в большую жизнь - шагом марш. Здесь же – все вкривь и вкось. Планировка – пальцы веером. Хотите – солнышко, хотите – цветок, суть не в образе, а в той раскованности, с какой корпуса нанизаны на полукружье галереи. Такую свободу композиции раньше могла себе позволить в России только частная архитектура.

Это важный момент: интернат проектировали известные мастера интерьера, за плечами которых десятки великолепных квартир и загородных домов. Поэтому здесь не только свобода, но и продумано все до последнего шпингалета. Архитекторы даже утварь выбирали сами: чашки, ложки, кастрюли, утюги, постельное белье. Где по каталогам, где по магазинам, но главное – в полном соответствии с общим духом и стилем. Который можно определить как предельно демократичный, но исключительно веселый – короче, голландский. Парты, правда, выбирать не пришлось: они у нас только серийные, зато мебель для самых маленьких – отечественного производства - оказалась чудо как хороша.

Сказался опыт матерых интерьерщиков и в выборе цвета. Главный в интернате цвет - желтый. Почему? Потому что проверенный: в частном жилище все детские делаются именно в желтом. Который годится и для мальчиков, и для девочек, а, кроме того, очень позитивен: это ж не больница, где цвет должен успокаивать. Любопытно же, что не только цветовая гамма переходит с фасадов в интерьер, но и сами фасады беспрепятственно заходят внутрь и сохраняют там свое настроение. Словно и не в школу пришли. Вообще это классический постулат модернизма, но можно увидеть в нем и воспитательный момент. Врать-то дети учатся быстро. Видят, что на словах - одно, а на деле – другое. Что снаружи – так, а внутри – иначе. А здесь единство интерьера и экстерьера продемонстрировано просто как на уроке.

И таких подсознательных педагогических ходов здесь уйма. Галерея, соединяющая жилые корпуса со школьными и между собой, приподнята над землей, на уровень второго этажа - и не только ради того, чтобы сохранить визуальное единство пространства. Но и затем, чтобы обитатели третьего этажа не были ужаты в правах по сравнению с жителями первого. Жилые же блоки выглядят живописно и аппетитно - как стопки блинов. Эффект  достигается тем, что криволинейные сами по себе плиты перекрытий еще и сдвинуты относительно друг друга. Но интересно, что это не абстрактная пластическая идея, а остроумный ответ на требования нормативов. По пожарным нормам в жилье нужны балконы. Но навешивать их на трехэтажный домик – сразу все убить. А тут балконы получились просто за счет смещения  «блинов».

Главный же «блин» лежит над атриумом. И хотя он трижды дыряв, кажется, что  тяжелый: колонны словно прогнулись и накренились под его тяжестью. Но все это не более чем игра: просто прямые колонны нынче не в моде, а так кажется, что это цветок распускается. А может, взрыв прогремел – и всё в стороны разлетелось и как надо легло. Когда попадаешь в атриум, сразу все видно: налево – бассейн, направо – галерея, впереди – актовый зал. И у ребенка - опять же таки подсознательно - возникает ощущение, что у него все есть, что у него всего навалом. Как у всех.

Главная эта задача – создать у детей-сирот ощущение полноценности – породила немало дискуссий. И если дирекция интерната всячески стремится к созданию уюта типового (атриум занавесочками занавесить, плинтусы поприбивать, дорожки ковровые постелить), то архитекторы категорически настаивают именно на подсознательном воспроизводстве ощущения нормы. Например, перемещения ребенка по интернату – как по городу. Как у нормального полноценного школьника, который вышел из дому и пошел по улице. Улица – моя, дома – мои. Как у всех. Но в тепле. А не то чтоб тупо слоняться из класса в класс и есть-спать-учиться за одинаковыми дверями. Но главный ужас в нашей школе был – коридоры: темнота, толкотня, унылость. Здесь же вместо них – ее светлость галерея и, конечно, атриум. Светлое и сложное многоуровневое пространство. Уже не улица, еще не дом. А когда здесь появится зимний сад, ощущение дома-города станет еще полнее.

Тут, конечно, возникает главный вопрос: а оценят ли все это дети? Дети-то не самые простые, а генетику архитектурой не поправишь. Есть почва и для социальных конфликтов: прямо за забором – деревня. И понятно, что дети первым делом полезут в эти огороды. Равно как и в школу тоже может кто-нибудь повадиться… В связи с этим дирекция хотела даже обнести весь интернат глухой стеной высотой в три метра. Но архитекторы отстояли прозрачный забор: вокруг-то красота, нельзя детей ее лишать. Более того, авторы даже хотели превратить местный овраг в озеро и окна жилых корпусов специально на него разворачивали.

Это, конечно, оказалось слишком дорого – как и воплощение множества других архитектурных задумок. Но, с другой стороны, несколько кустарное качество строительства придает этому почти «заграничному» произведению необходимый привкус родного-русского. Так что, хоть и утопичен проект во многом, но известными издержками все это искупается. А утопичность (хотите – идеализм, романтизм) все равно нужна. Как же без нее вперед-то двигаться? Здесь же сделан важный шаг. И если теперь кто скажет, что «интернат - это ужас, ужас, ужас», то я смело укажу ему сюда.

Николай Малинин. ИНТЕРНАТ ЭПОХИ ИНТЕРНЕТА. Журнал Made In Future, 2007, № 1

мнение архитектора

 Антон Надточий, Вера Бутко:

Школа-интернат для детей сирот расположена на окраине Москвы, на свободной территории, примыкающей к деревне Кожухово и новому жилому микрорайону Кожухово. Основной задачей проекта было создание полноценной, высоко информативной, многообразной среды обитания для детей, включающую в себя и ландшафт и внутренние пространства.
ОБЩАЯ КОМПОНОВКА комплекса определена необходимостью инсоляции внутренних помещений и желанием зонирования территории. В результате интернат был разбит на пять корпусов: три жилых, школу и общественный корпус, вместе составляющие единый комплекс.  В общественном корпусе располагаются спортивный зал и бассейн, актовый зал и кружковые, столовая, медицинский блок, администрация, библиотека и музей. Все корпуса соединены в уровне второго этажа галереей.
АТРИУМ является центром композиции здания. Это главное рекреационное пространство, из которого видны все основные общественные зоны: входы в здание, галерея, ведущая к жилым корпусам, школа, столовая, бассейн, фойе перед актовым залом, музей и пр. На крыше атриума расположена открытая терраса, с которой открывается вид на всю территорию и окрестности, а на первом этаже располагается зимний сад, который продолжает тему озеленения территории и трактует его как перекрытое «внешнее» пространство, внутренний двор. Это подчеркивается заходящими внутрь объемами школы и корпусов. Все это создает сложное, разноуровневое и многосветное пространство, которое визуально взаимодействует и втягивает в общую композицию все смежные зоны.
ТЕРРИТОРИЯ за счет криволинейной конфигурации галереи, разделяется на внутреннюю и внешнюю части. При этом образуется внутренний двор, в котором располагается зона для дошкольников со своим навесом и площадкой, а на рельефе оборудован открытый амфитеатр со сценой.  Главный двор  полностью обращен ко входу на территорию и предназначен для проведения официальных мероприятий. На территории располагается также открытая спортивная площадка, зоны со спортивными снарядами, теплица, КПП и огороженный хоздвор. На хоздворе расположены здания гаража и котельной. За счет того, что галерея поднята на уровень второго этажа, обеспечивается с одной стороны четкое функциональное зонирование, с другой визуальное и функциональное взаимодействие различных частей и проникновение света. Образуются интересные ракурсы и визуальные связи.  Ландшафт плавно перетекает в архитектуру самого здания и хорошо воспринимается изнутри. В результате территория интерната представляет собой миниатюрный город с улицами и тропинками, зданиями и мостами, оранжереями и парками, спортивным комплексом и театром.
АРХИТЕКТУРА здания представляет собой игровое взаимодействие различных форм и объемов, создающие интересные внешние и внутренние пространства. Она построена на формальном противопоставлении и взаимодействии приватной (жилой) части комплекса и общественной (школа и общественный блок).  Общественная часть решена как взаимодействие прямолинейных объемов, при этом каждый объем выделяется своим цветовым решением и решением фасада. Школа выполнена целиком в фасадных витражных конструкциях, с применением непрозрачного стекла двух различных оттенков. Другие объемы - по технологии вентилируемого фасада с облицовкой цементными панелями трех цветов по индивидуальному рисунку. Архитектура жилой части строится на криволинейных формах и линиях. Жилые корпуса представляют собой смещенные криволинейные объемы-этажи, за счет чего образуются балконы, необходимые по требованиям пожарной безопасности. Открытая терраса атриума также перекрыта криволинейной кровлей, поддерживаемой наклонными колоннами, которая акцентирует центральную часть здания. Характер архитектуры поддерживается также и в ландшафте.  

мнение критики

 Вероника Зайцева:

На востоке Москвы в микрорайоне Кожухово открывается уникальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Комплекс построила компания "ДОН-Строй" по индивидуальному проекту с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными возможностями.
По предложению мэра Москвы Юрия Лужкова впервые в России возведено специализированное здание для детей, имеющих отклонения в психическом развитии. Проектирование школы-интерната осуществляла архитектурная мастерская "Атриум".
Никогда прежде в России социальные учреждения для детей-сирот не размещались в таком эффектном архитектурном сооружении. По словам руководителя проекта Антона Надточия, авторы хотели создать не просто здание, а полноценную среду обитания, мини-город, состоящий из различных функциональных зон. В нем расположены 3 жилых здания, школа с большой столовой, административный блок, спортивный комплекс и медицинский центр. Все пять корпусов комплекса соединены между собой стеклянной галереей. Оригинальная объемно-пространственная композиция связана с особенностями инсоляции - архитекторы стремились как можно лучше наполнить здания естественным светом.
Антон Надточий называет этот проект очень сложным с технологической точки зрения из-за сочетания в одном комплексе разных функций: жилье, школа, спорт, медицина, общепит и другие. С учетом жестких градостроительных нормативов по школе-интернату потребовалось довольно нетривиальное архитектурное решение для объединения множества помещений различного функционального назначения в единый архитектурный ансамбль.
Внутреннюю территорию комплекса архитекторы называют "городом под крышей". Центром его служит большой многоуровневый атриум, с зимним садом на первом этаже, с открытой террасой наверху. Здесь объединены все выходы из общественных помещений, сквозь стеклянную стену атриума виден большой плавательный бассейн и нарядный холл актового зала. Помимо учебных классов, в школе предусмотрены уютные спальные помещения на 2-3 места, просторные игровые комнаты. В каждом классе будут учиться по 10-12 школьников. В медицинском блоке расположены процедурные кабинеты, комнаты психолога и логопеда.
Прилегающая к школе-интернату территория также состоит из нескольких зон: парадный двор с флагштоками, в котором можно организовывать официальные мероприятия, и прогулочный двор с амфитеатром для школьных спектаклей и представлений. Предусмотрена отдельная игровая зона для дошкольников. На территории школы-интерната находятся автономная котельная, тепличное хозяйство и гараж. Общая площадь комплекса составляет 11,5 тысячи квадратных метров.
В новом здании школы-интерната будут учиться и жить 110 воспитанников специализированной общеобразовательной школы-интерната N 49 им. Г.И. Россолимо - старое здание интерната на 5-й Парковой пришло в негодность и будет снесено.
Строительство уникальной школы велось под патронажем московских властей. Интернат посетил первый заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы Александр Косован. Он отметил, что новый комплекс - первый и единственный в своем роде: до сих пор коррекционные школы и интернаты размещались в переоборудованных зданиях, которые не всегда отвечали необходимым требованиям. Специально для таких детей ничего прежде не строилось.
 
Вероника Зайцева. «ДОН-СТРОЙ» ВОЗВОДИТ ШКОЛУ-ИНТЕРНАТ. «Известия», 22 февраля 2007

Сергей Живаев:
    
 В конце февраля в микрорайоне Кожухово (район Косино-Ухтомский, Восточный административный округ - это для тех, кто не знает, прим. К.О.) откроется специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 49 им. Г.И. Россолимо. Об этом 27 января в ходе традиционного субботнего объезда городских стройплощадок заявил первый заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы Александр Косован.
«К концу февраля школу уже заселим. Готовность здания высокая. Есть ряд технических сложностей, которые мы рассмотрели на совещании и приняли по ним решения», - сказал Александр Косован. Первый заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы пояснил, что отдельные здания для таких школ ранее не строились. «Впервые такая школа-интернат построена в России. До сих пор подобные школы для детей-сирот размещались, как правило, в приспособленных для этого помещениях», - отметил А. Косован. Он пояснил, что воспитанники школы-интерната переедут сюда из старого здания, расположенного на 5-й Парковой улице в районе Измайлово.
Общая площадь школы-интерната составляет 11 тыс. кв. метров. Здание построено по индивидуальному проекту. Здесь предусмотрены учебные классы, производственные мастерские, спальные помещения на 2-3 места, плавательный бассейн, кабинеты психолога, логопеда, медицинский блок. На территории школы-интерната также разместится тепличное хозяйство и гараж. Строительство школы-интерната ведет компания «Дон-строй».
 
Сергей Живаев. В КОЖУХОВО ЗАВЕРШАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ. Портал «Кожухово онлайн», 29 января 2007

...Уже функционирующая школа-интернат для детей-сирот построена архитектурным бюро «Атриум» на юго-восточной окраине Москвы. Комплекс состоит из пяти корпусов: трех жилых, школы и общественного корпуса. Все корпуса связаны в уровне второго этажа галереей. Центром композиции комплекса является атриум. Это главное рекреационное пространство, из которого просматриваются все основные общественные зоны. На крыше атриума предусмотрена открытая терраса. Зимний сад, расположенный на первом этаже, трактован как внутренний двор. Это подчеркнуто «задвинутыми» внутрь объемами школы и жилых и общественного корпусов, благодаря чему создается сложное, разноуровневое, многосветное пространство.
Во внутреннем дворе, образованном криволинейной в плане галереей предусмотрена зона для дошкольников, на рельефе организован открытый амфитеатр со сценой. Ландшафт плавно перетекает в архитектуру – происходит слияние внутреннего и внешнего. В результате комплекс интерната представляет собой самодостаточное образование - город в миниатюре.
Несущие конструкции - из монолитного железобетона. В школьном корпусе применены витражные конструкции с использованием непрозрачного стекла двух оттенков. В наружных конструкциях других блоков задействована технология вентилируемого фасада с облицовкой фиброцементными панелями трех цветов. Архитекторы разработали все интерьеры.
Школа-интернат выстроена на внебюджетные средства компанией «Дон-строй» в качестве обременения. Возможно, этот объект станет искуплением многочисленных грехов компании – от «Алых парусов» и «Триумф-паласа» до строящегося жилого дома в Сокольниках.

ВО ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ. ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В КОЖУХОВО. «Архитектурный вестник», 2007, № 5 (98)
http://archvestnik.ru/ru/announcement/1109/

Александр Змеул:

Новый интернат для детей сирот в московском районе Кожухове – настоящее событие. Во-первых – это редкий пример специально построенного (да еще по индивидуальному проекту) здания для детского интерната. Во-вторых  - первое «большое» здание архитектурного бюро «Атриум», до этого активно создававшего интерьеры и строившего частные дома. В-третьих чуть ли не единственное вменяемое здание а Кожухове - последнем район массовой лужковско – ресинской застройки, зажатом между Люберцами и Реутовым.

Антон Надточий, руководитель «Атриума» называет интернат мини-городом. Город у Надточего и его соавтора Веры Бутко удался – их здание полностью опрокидывает представление об интернате (как впрочем, и любом социальном учреждении, построенном по муниципальному заказу), как о чем-то небрежно собранном из типовых панелей, с гнетущими интерьерами казенного дома. Интернат в Кожухове - удивительное сочетание современной архитектуры со всеми её стилистическими признаками, вроде сбитого ритма окон и криволинейных решений, человеческого (и даже детского) масштаба и продуманной функциональной структуры.
Интернат начинается с парадной площади – стеклянная стена входа, над ней на опорах висит самое настоящее облако – криволинейная крыша, в которой вырезана дырка. Справа от входа - ультрасовременная коробка школы, фасад которой целиком собран из стекла, в том числе и непрозрачного, двух различных оттенков. Строгое здание школы похоже на офис, но с другой стороны (в прямом и переносном смысле) его уравновешивает стоящий слева административный корпус. Это полная противоположность школьному - его фасады собраны из разноцветных панелей по индивидуальному рисунку, причем эта яркая стена продолжается и в интерьере.
В атриуме архитекторы разыграли настоящий спектакль – здесь «встречаются» школьный и административный корпуса, все пространство наполнено светом, вместо стен – стеклянные перегородки - так, что стоя на втором этаже можно видеть и вход в интернат, и двор, и бассейн, и фойе актового зала, и вход в школьный корпус. В одной точке встречаются сразу несколько образов, создавая эмоционально насыщенную атмосферу – атриум становится не просто холлом, а центром этого мини-города.
На уровне второго этажа все корпуса соединены полукруглой галерей, по которой из атриума можно попасть в три спальных корпуса, чья архитектура строится на криволинейных формах и линиях. За галереей расположена вторая площадь – приватная с амфитеатром, сценой, альпийской горкой. Всё это великолепие рассчитано на 110 детей-сирот, при том, что общая площадь интерната - 11 тысяч квадратных метров. Кажется, довольны все – и дети и их воспитатели, получившие вместо аварийного здания не просто новый комплекс, а полноценную среду обитания, и архитекторы, получившие не только гонорар, но и огромный эмоциональный заряд.
Поиски образа здания образовательного учреждения они продолжают в проекте кадетского корпуса и детского сада, где, даст бог, повторят успех интерната в Кожухове – сделают современную архитектуру не со скидкой на детский возраст, а с учетом потребностей детей. В общем, архитектуру, не сюсюкающую с детьми, и не говорящую с ними на сухом казенном языке, а настроенную дружелюбно.
Однако, при всей продуманности решения и относительно адекватном его воплощении, в этой истории есть одно «но». Инвестор выполнил свои обязательства перед городом – построил взамен аварийного здания интерната в Измайлове новый корпус в том же административном округе Москвы. Формально это тот же самый интернат, с теми же самыми детьми и приписанный к тому же округу, но вот будут ли ежедневно ездить на работу из Измайлово в далекое Кожухово сотрудники (а точнее сотрудницы) интерната - не очень понятно. Так, что может оказаться, что во всем этом великолепии просто некому будет работать.

Александр Змеул. Школа-интернат для детей-сирот в Кожухове. «Проект Россия», № 45 (сентябрь 2007)

















интернат Хогвардс

Музей Орсэ в Париже

Кожухово

жилой комплекс "Алые паруса"

школа для детей-аутистов

колледж Уильяма Олсопа в Торонто

Школа Саломеи Нерис в Вильнюсе. Архитектор Лев Казаринский, 1964

Бюро "Атриум". Квартира на Новом Арбате

Уильям Олсоп. Медколледж в Лондоне. 2005

Переход между жилым и общественным блоком в доме Наркомфина на Новинском бульваре

Александр Воронихин. Казанский собор

"Арт-Бля". Проект загородного дома, 2001 
Уильям Олсоп. Библиотека в Пекхэме. 2003

Ханс Шарун. Вилла Шминке в Любау, 1934

коридор гимназии 1515

Своей заботой советский народ не оставит солдатских сирот!

Владимир Базан. "Интернат"

ваше мнение

ГостьТамара | 2523 дн. 23 ч. назад
Эту школу-интернат построили или нет? на сегодняшний день?
nuapsunda | 3246 дн. 23 ч. назад

Очень интересно. Но чего-то не хватает. Может быть, стоит добавить каких-нибудь картинок или фото?
Александр Николаевич | 3445 дн. 5 ч. назад
Дополняя свое мнение от 27.02.2008 поясню что, несомненно это школа -интернат европейского уровня на который нужно равняться, но на данном этапе нашего развития соглашусь с Антоном Б. (29.03.2008) правильнее назвать это санаторием, поскольку считаю что каждый ребенок достойн пожить месяц-другой в этой сказке и получить психологическую реабилитацию от стрессов и дипрессии. А превращать в постоянную сказку жизнь нескольких десятков «избранных везунчиков» считаю весьма сомнительным. К тому же думаю один вид этого интерната может вызвать нездоровую зависть большинства семейных детей живущих в окрестных поселках.
Alexey | 3460 дн. 8 ч. назад
Позитивно-жизнерадостный объект!!!
CnymHuk | 3633 дн. 2 ч. назад
Просто нет слов, это будущее, товарищи !!! Будущее за такими проектами как этот !!! АМ Атриум - это очень интересные люди с интересными идеями я рад, что у нас в стране есть такие архитекторы !!!
Перейти к обсуждению на форуме >>