Детский театр эстрады и Елоховский пассаж
Проектная организация: Моспроект-4
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение

Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховский пассаж. Фото: Илья Иванов

Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховский пассаж. Фото: Илья Иванов
Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховский пассаж. Фото: Илья Иванов

Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховский пассаж. Фото: Илья Иванов




Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховский пассаж. Фото: Илья Иванов
Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховский пассаж. Фото: Илья Иванов
Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховского пассажа. Фото: Николай Малинин


Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховского пассажа. Фото: Николай Малинин

Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховского пассажа. Фото: Николай Малинин


Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховского пассажа. Фото: Николай Малинин




Комплекс зданий Детского театра эстрады и Елоховского пассажа. Фото: Николай Малинин

Адрес: Спартаковская ул., 20-26, Бауманская ул., 30-36
Проектная организация: ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Архитекторы: Андрей Боков, Александр Тараненко, Владимир Беспалько, Оксана Морозова (ГАП), Юрий Тимофеев
Инженеры: Михаил Савицкий, Вячеслав Мухин, Людмила Фролова
Конструктор: Нарспи Митта 
Заказчик: стройхолдинг "Столица"
Подрядчик: "Ингеоком"
2003 - 2007 

наше мнение

Автолюбителей надо любить.

В пробках мучаются, парковаться негде, гаишники их терроризируют, да еще сволочи-пешеходы норовят на каждом углу броситься под колеса.

Приехали в Киев, переходим улицу в неположенном месте, и вдруг приближающаяся машина притормаживает.
– Смотри-ка! – кричу в изумлении. – Тормозят!
– Торопятся в Европу, - откликается друг.

А мы в Европу не торопимся. Сама придет. Придет и застынет в изумлении, глядя, как крутые тачки урывают секунды, лишь бы проскочить на красный свет.

Мой город перестал быть городом пешеходов. И дело не только в том, что автомобилисты паркуются поперек тротуара. Точно также ведут себя и градостроители. Вырубают целые парки, расширяя улицы (как случилось с проспектом Жукова у Серебряного бора). Перекрывают панорамы, строя развязки (пересечение Беговой с Третьим кольцом). Отсекают от пешеходов набережные (попробуйте перебраться к реке на пространстве от гостиницы «Россия» до Новоспасского монастыря). А чтобы перейти Садовое кольцо, пешеходы «голосуют жизнью» (как долго было у Кудринской площади)… На вопрос же, когда в Москве появятся велосипедные дорожки, главный архитектор города захихикал так весело, словно я спросил его о размерах откатов в высших эшелонах Москомархитектуры.

Все ради автомобиля. Да это и понятно: за что любить пешеходов? Они не баллотируются в президенты, не владеют заводами, пароходами и футбольными клубами, не определяют рост ВВП. Хотя именно пешеходами был изобретен автомобиль! «Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов».

Казалось бы, Ильф и Петров тему закрыли. Но прошло полвека и в журнале «Строительство и архитектура Москвы» появилась статья «Город и пешеход». Цитирую: «К сожалению, этот конфликт далеко не всегда решается в пользу пешехода или хотя бы компромиссно. Транспорт выходит победителем в борьбе за наземный уровень, транспорт вытесняет пешехода с традиционно принадлежащих ему улиц и продолжает захватывать все новые и новые участки». Интересна тут не только дата публикации (а это март 1973 года, когда пробкой казались пять машин на светофоре), но и имена авторов статьи: Александр Скокан и Андрей Боков. Тогда – сотрудники Института истории и теории градостроительства, сегодня – два главных мэтра современной русской архитектуры. Один из которых нашел этот журнал в своем архиве, а другой как раз и спроектировал Елоховский пассаж.

Тему пешеходства коллеги (вместе с Владимиром Юдинцевым, Зоей Харитоновой и под руководством Алексея Гутнова) разрабатывали долго и упорно. Концепция подразумевала, конечно, спасение не столько пешеходов, сколько старой Москвы, которую как раз в 70-е начали активно ломать. Но это было не плакатное охранительство, а конструктивная интенсификация. Архитекторы предлагали не трогать периметр кварталов, а прокладывать внутри них крытые улочки-дублеры и насыщать их всевозможной публичной функцией. Кроме того, предлагалось: возвращение к парцелляции (историческим границам владений), воссоздание утраченной застройки, пристройка декоративных фасадов-ширм, строительство многоярусных подземных автостоянок, озеленение и эксплуатация крыш. Как видим, эти идеи найдут себе широкое применение – но лишь спустя четверть века, когда за ними появится экономическая составляющая, а старая Москва из идеологического противника превратится в туристический брэнд…

Участков разрабатывалось много, до стадии проекта дошел один – квартал между Столешниковым переулком, Кузнецким мостом, Тверской и Петровкой. Как раз здесь и возникла идея диагонального прохода через квартал… Тут любопытно вспомнить завет еще одного классика московской архитектуры – Александра Ларина. «Когда проектируете в городе, - учил он молодых коллег (в том числе - Сергея Скуратова, который и рассказал), - обращайте внимание на «козьи тропки». Если где люди тропинку протоптали, так это не случайно. И чем больше вы их учтете, тем легче будет проекту жить». Можно было бы порассуждать о парадоксальности этого догмата в устах мастера модернизма, да и вообще о том, насколько возможно столь трепетное отношение к воле народа в условиях советского планирования. Рудименты которого я каждый день встречаю в своем дворе. Народ упорно срезает путь к метро, прокладывая диагональ через газончик, а его так же упорно каждый год засеивают, да еще ограждают веревочками, а то и забором. Можно, конечно, счесть, что людей таким образом воспитывают: в законопослушных странах никто ведь не попрет через газончик. Хотя, кажется, мудрее было бы прислушаться: vox populi-то - vox dei!

И вот удивительным образом урок Александра Ларина материализовался. В здании Елоховского пассажа «козью тропку» (впервые в московской истории) не просто учли, а превратили в сверхидею дома. Десятилетиями народ шел от метро «Бауманская» в сторону Елоховского собора именно этими задворками. А теперь задворки превратили в крытый пассаж, проложив от пункта «А» к пункту «Б» прямую линию. Ориентация ее обусловлена традицией: перспективу московских улиц регулярно завершали колокольни. Так и тут: один конец пассажа замыкает творение зодчего Тюрина – Елоховский собор,  другой – творение зодчего Иофана: портик станции метро «Бауманская». Бескомпромиссность этой прямизны поддержана художественным решением пассажа. Он словно бы рассекает хаос застройки и вылетает к собору, неся на своем носу обломки стекла и железа.

Это вообще редкий случай, когда деконструктивистские приемы оказываются не модной декорацией, а производной от градостроительного решения. Понятно же, что если разрубить квартал острым ударом, то щепки полетят во все стороны. Вот они и летят. Тема диагонального разреза становится ключевой: это и косой срез остекления, и острые  углы консолей, а кроме того – масса ответвлений от основного маршрута, которые уходят во все стороны (вбок, вниз, вверх) под тем же острым углом. Правда, с точки зрения функции это не всегда удобно, да и других прагматических нелепостей здесь хватает: со стороны собора в пассаж приходится подниматься по крутым ступенькам, а две трети пути по нему скрыты глухими плоскостями вместо того, чтобы раскрываться витринами. Впрочем, все это можно объяснить тем, что это первый в Москве опыт торгово-пешеходного пассажа именно как крытой улицы, а не как здания. В единое целое пришлось сводить массу функций и собственников – включая целый театр!

Театр, знаменитый тем, что вырастил в своих стенах группу «Лицей», а затем  «фабриканток» Светикову и Гагарину, ютился раньше на Большой Садовой, а теперь получил большую сцену, студию звукозаписи и видеоателье. Его объем выделен в комплексе желтым цветом, а парадная стена, обращенная к метро, решена в лучших традициях (и пропорциях) русского конструктивизма. Гигантскому ее витражу вторят более мелкие – на стене, обращенной в пассаж. Правда, никакого особого закулисья прохожему тут не узреть, но недостаток визуальных событий они ему хоть как-то компенсируют. Открывая 1 декабря 2007 года этот театр, мэр предрек району славу «могучего интеллектуального центра». Возможно, натяжка, но милая, как и официальное именование всего этого торгово-культурного рая «комплексом зданий Государственного детского театра эстрады».

В котором нам главным все-таки кажется манифестация интересов пешеходов. Тех, кто перестал быть доминантным классом общества, и чьи интересы – интересы класса ниже среднего – никого не заботят. А это, пожалуй, первый случай градостроительного решения, когда его определили интересы пешехода – а значит, неимущего большинства.

Николай Малинин

мнение архитектора

Оксана Морозова:

Проектируемый комплекс расположен на территории ЦАО в зоне строгого градостроительного регулирования. Участок отведён на свободной от капитальной застройки территории и ограничен, кроме красных линий улиц, участками здания Областного театра кукол, жилых зданий, зданий памятников архитектуры.
Рельеф участка имеет пологое падение с востока на запад до 1.9 м.       Участок чрезвычайно насыщен инженерными коммуникациями городского и районного значения, что потребует значительных затрат по организации и перекладке данных коммуникаций.
Организация Генерального плана основана на уже сложившихся градостроительных осях: 1) пешеходная трасса-дублёр от метро «Бауманская » параллельно Спартаковской улице 2) видовая ось от метро «Бауманская» на Елоховский собор.
На основе этих осей скомпонован многофункциональный комплекс, состоящий из здания собственно театра и общественных торгово-офисных блоков, объединенных крытым пассажем. С севера отведенный участок ограничен Спартаковской улицей и зданиями Областного театра кукол; с востока – Бауманской улицей; с юга и запада – жилой застройкой. По периметру комплекса зданий обеспечен круговой объезд.
Въезды в подземные автостоянки и загрузка предприятий торговли и общественного питания организована со Спартаковской улицы и внутриквартального проезда, учитывая будущий пешеходный статус ул. Бауманская.
Блоки комплекса, скомпонованные по градостроительным осям участка,  объединены в целостный комплекс пассажем со светопрозрачным куполом.
Подземная часть комплекса из-за обилия подземных коммуникаций, не подлежащих перекладке, состоит из трех обособленных блоков. В двух блоках располагаются гаражи-стоянки,  вместимостью 76 и 52 м/мест и технические помещения; в третьем блоке, расположенным под театром, располагается развлекательный комплекс: кафе-бар на 75 посадочных мест, бильярдная и зал игровых автоматов. Каждый гараж имеет обособленный заезд, один со Спартаковской улицы, другой - со стороны внутриквартального проезда.
Конфигурация комплекса - как подземной, так и надземной части - обусловлена в первую очередь сохранением видовой оси от ст. метро «Бауманская» на Елоховский собор, а также наличием красных линий пешеходных зон. Кроме того,  наличием коммуникаций, не подлежащих выводу, а также необходимыми разрывами от существующих зданий, расположенных на участке.
Надземная часть комплекса состоит из четырех блоков, «нанизанных» на пассаж. В двух первых этажах офисно-торгового комплекса, состоящего из трех блоков,  размещаются  предприятия торговли промтоварами, кафе и небольшими магазинами торгово-обслуживающего назначения,  по второму этажу два блока А и Б имеют между собой связь по переходу. Третьи и четвертые этажи предназначены для размещения офисов. Офисы, расположенные в блоках А и Б имеют общий вход и соединены между собой по третьему и четвертому этажам переходами. 
В подвальном этаже блока Г размещается развлекательный комплекс, в состав котогрого входят: кафе-бар на 75 посадочных мест, бильярдные и игровые залы. Театр занимает часть блока Г - с 1-го по 4-й этажи. Вход в театр запроектирован из пешеходного пассажа. В первом этаже размещены вестибюль с гардеробом, администрация, санузел, театральный буфет, столовая для сотрудников, имеется лифт для инвалидов. Служебный вестибюль, пожарный пост, складские помещения и другие помещения администрации связаны лестницей с остальными помещениями театра.
На втором этаже размещаются фойе зрительного зала с трансформируемыми репетиционными помещениями, зрительный зал на 250 мест, который амфитеатром поднимается на третий этаж. Далее сценическая часть со сценой – эстрадой (10 м на 9 м) с карманами и артистическими, складские помещения и дирекция театра. На третьем этаже размещаются фойе, большой репетиционный зал, репетиционные помещения, раздевальные, аппаратная звукозаписи. На четвертом этаже расположены технические и административные помещения театра, а также вторые света помещений 3-го этажа.
Фасады комплекса решаются в рамках современной архитектуры, как нейтральный фон, выявляющий соседствующие памятники архитектуры.      Облицовка вентилируемых фасадов – штукатурка и керамогранит. Витражи – тонированное витринное стекло в металлических переплетах, крашенных в заводских условиях. Детали цоколя – гранит. Карнизы – гипсобетон с алюминиевыми элементами, окрашенными в заводских условиях. Материалы витрин, окон, витражей и витражных дверей – двухкамерные.стеклопакеты (однокамерные с низкоэмиссионным стеклом) или одинарное остекление в алюминиевых переплетах, окрашенных в заводских условиях. В комплексе зданий 3-4 этажи имеют сплошное витражное остекление двухкамерными стеклопакетами с обычным стеклом или стеклопакетом с покраской «стемалит» внутреннего стекла. Материалы кровли – мягкое рулонное покрытие. Эксплуатируемая кровля – керамическая плитка. Покрытие пешеходных зон – плитка мощения.
Предполагается устройство вечернего освещения средствами оригинального дизайна, благоустройство малыми формами, а также применение произведений декоративного искусства для акцентирования смысловых точек комплекса. Проектом предусмотрено благоустройство и озеленение в границах отведенной территории. Кроме того, в проекте предусмотрено вертикальное озеленение фасада со стороны жилой застройки.       

Из пояснительной записки к проекту Комплекса зданий Государственного детского театра эстрады

Страничка здания на сайте ГУП МНИИП «Моспроект-4»:
http://www.mniip.ru/projects/2/ 

мнение критики

Мария Фадеева:

Напротив павильона станции метро «Бауманская», на месте сквера с торговыми палатками, встало здание Государственного детского театра эстрады и еще 3 корпуса, составляющие с ним единый комплекс. Актеры собираются переехать сюда из подвала жилого дома к 30 ноября, а вот магазины и офисы уже работают. В проекте архитекторов 4-й мастерской института «Моспроект-4» не было бы ничего особенного, если бы авторы не решили сохранить пешеходную связь между двумя улицами, ограничивающими участок, — Бауманской и Спартаковской. Получился крытый переулок. Не пассаж внутри магазина, а обычная улица между зданиями, просто накрытая стеклянным сводом. Начинаясь напротив метро и пересекая участок по диагонали, она «выстреливает» прямо в Елоховский собор, что выглядит весьма эффектно. Собор видят и идущие в обратную сторону: его отражение ловит трехэтажный остекленный мостик.
Вдоль новой улицы расположены кафе и магазины со сквозными проходами внутрь двух торговых корпусов. Отсюда же надо будет входить и в театр. Тихая музыка, льющаяся откуда-то из-под свода, добавляет романтики.
Большая часть стен домов новой улицы расчерчена квадратными плитами и стеклами навесного фасада. «Клетку» нарушают лишь небольшие витрины и узкие стеклянные эркеры. Театральный корпус — ярко-желтого цвета, в остальном отделка скромна. Нижние 4 метра облицованы светлым серо-зеленым керамогранитом — создается впечатление, что массив стены на уровне человеческого роста более легкий. Выше тот же материал, но на несколько оттенков темнее, благодаря этому узковатое пространство становится более камерным. Похоже, будто ночью на маленькой улочке зажгли фонарь: верх тонет во тьме, зато пространство под фонарем сразу становится уютным. Кстати, и тут фонари ночного освещения расположены на границе светлого и темного материалов. А для верхнего яруса отделки выбрано серое эмалитовое (с непрозрачным эмалевым слоем) стекло — оно практически сливается с небом и слишком высокие стены кажутся чуть ниже. Похоже, будто ночью на маленькой улочке зажгли фонарь: верх тонет во тьме, зато внизу сразу становится уютно.
Обращает на себя внимание и «вежливость» нового здания по отношению к существующей застройке. Правый фланг комплекса по Спартаковской улице чуть понижен, чтобы совпасть по высоте с соседним зданием и не «задавить» его; левый — выше, но стена последнего этажа отступает вглубь. В результате пешеходу этаж почти не заметен. Вообще силуэты всех корпусов ступенчатые, благодаря чему комплекс кажется соразмерным окружению, хотя в действительности он крупнее, чем здания рядом.
Архитекторы позаботились и о том, чтобы торговая часть комплекса не превратилась в слишком пеструю ярмарку. Размещение рекламных плакатов продумано заранее: для этой цели предназначены вышеупомянутые эркеры, в которые встроена подсветка. И хотя владельцы некоторых магазинов это правило уже нарушают, свободных от рекламы стен здесь пока достаточно: есть где отдохнуть взгляду измученного жителя мегаполиса.

Мария Фадеева. ПОД СТЕКЛЯННЫМ СВОДОМ. У метро «Бауманская» появилась новая улица с магазинами, кафе, театром и выигрышным видом на Елоховский собор. «Ведомости-Пятница», № 41 (78), 26 октября 2007
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/10/26/10860


Официальный сайт Государственного детского театра эстрады:
http://www.vstudio.ru/

 




















































А.Скокан и др. Проект пешеходного пассажа. 1976 



А.Скокан, А.Гутнов. Проект пешеходного пассажа внутри квартала. 1977

А.Скокан, А.Гутнов. Проект пешеходного пассажа внутри квартала. 1977 



А.Скокан, А.Гутнов и др. Проектное предложение по реконструкции Столешникова переулка. 1979




ваше мнение

sol | 5470 дн. 1 ч. назад
Неуютный скучный тоннель. Ничего общего с пассажем. /Вот если бы в центре этой улицы развернуть небольшую площадь-атриум, да чтоб балкончики спускались к ней каскадомамфитеатром... да чтобы главный вход в театр оттуда, с площади этой, а на террасах другого здания кофейня небольшая прихотливо приютилась, и зелени побоьше, ведь воздух и свет в таком случае не сквозил по трубе а ЦАРИЛ бы тогда на этой улице-пассаже, и шлось бы по ней медленно и наторопливо.
На счет пандуса. Вообще-то нормы о доступности общественных мест для маломобильных групп населения никто не отменял. И если уж там появилась лестница то должен был появиться и пандус параллельно - при соблюдении оптимальных уклонов как раз таки докатился бы он до середины улицы.... А чтобы не создавать проблем в без того узком пространстве на уровне земли целесообразней было бы действительно лестницу заменить пандусом.... У стариков и беременных женщин ноги при подъеме по пандусу гораздо меньше устают, кстати )
Гость | 5679 дн. 21 ч. назад
Все бы хорошо, но никаких задворков на месте, где сейчас стоит пассаж, не было. Была здоровенная пешеходная зона, с газонами, сиренью и тополями. Из окна дома, который стоит через дорогу от пассажа, открывался вид на очень уютное и обширное пространство. Было много воздуха.
Гость | 5782 дн. 19 ч. назад
Я наблюдала на протяжении всего времени строительства, как воздвигался ТЦ и как менялся на глазах городской ландшафт. Но хочу сказать, что когда здание было уже почти построено, но не было стекляной крыши между двумя корпусами торгового центра, меня восхищал необычный вид со стороны метро... Между двумя стильными современными "монстрами" красовался величественный храм, потрясающее зрелище!!! Был в этом какой-то шарм, с легким оттенком исторического прошлого и реального настоящего. Сейчас Елоховский храм виден не полностью и "изюминки" не стало...жаль.
Гость | 5841 дн. 14 ч. назад
жесть.
Гость | 5842 дн. назад
хорошо
Перейти к обсуждению на форуме >>