Адрес: Новочеремушкинская ул., вл. 60
Проектная организация: компания «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитекторы: Сергей Киселев, Виктор Бармин, Анастасия Хомякова, Екатерина Палей
Инженер: Игорь Шварцман
Конструктор: «АПК-Эксперт»
Заказчик: ООО «Альянс Сити»
Подрядчик: фирма «Орбита» ЗАО "Моспромстрой"
Проектирование: 2003 - 2004
Строительство: 2004 - 2006
Общая площадь: 18.400 кв.м
ЭТОТ ДОМ - "ДОМ ГОДА 2006"!
ПО ИТОГАМ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЯ ДОМ ПРИЗНАН ЛУЧШИМ ЗДАНИЕМ МОСКВЫ 2006 ГОДА
наше мнение
На диво жизнерадостный, хотя и очевидно демократичный дом. Приткнулся скромно на углу, но работает на всю длину бульвара. Фасады: разноцветные самоочищающиеся панели из минерита, план - неправильный овал ("журнальный столик времен борьбы с культом" по словам автора), добавим еще модернистские "ножки" - и риэлтерское название "Авангард" становится абсолютно законным.
мнение архитектора
Сергей Киселев:
- Сергей Борисович, я, конечно, должен бы спросить про аквапарк… «А почему же все-таки» и «кто виноват» - но понимаю, что последние три года вас только об этом и спрашивают. Но сегодня у нас есть более радостный повод для разговора: закончено три очень разных и очень интересных дома…
- Они, действительно, очень разные. Причем, если расположить их по степени остроты и интереса, то с одной стороны будут Черемушки, а с другой – Саввинская. Но если посмотреть с точки зрения качества строительства, то все, увы, ровно наоборот! Дом в Черемушках получился очень оптимистичным. Он стоит на границе: с одной стороны - теплая жилая тема, с другой - холодная офисная. Поэтому мы рассматривали его как некий примирительный элемент...
- Примирительный? Да он там как елка новогодняя в пустыне!
- Ну да, рендеры были поспокойнее. А в жизни получилось активней. Думали, запылится – у нас же вся архитектура сереет. Но не учли, что панели самоочищающиеся! Первый раз, кстати, в Москве такие применены... Вообще идея была в том, чтобы сделать самый дешевый фасад из вентилируемых, из минерита. Это, грубо говоря, крашеный шифер, но уже без асбеста, на основании других связующих. Облицовка начинается высоко, шурупчики были б не видны – а сэкономленные деньги хотели использовать на качественные металлические ободочки… Но построили не совсем так, как мечталось. И если на Саввинской для мониторинга геометрии был компьютер, то тут - веревочка с грузом!
- Ну зато у него есть другие достоинства - например, необычный красивый план. Я даже беспокоюсь, не подаст ли МТС на вас в суд, за то что, в основе этого плана – яйцо…
- Это никакое не яйцо. Прототипом был журнальный столик времен борьбы с культом личности. Хотя на самом деле план, как всегда, диктовали ограничения. Участок сложнейший: две речки в коллекторах, парк с реликтовыми деревьями, жилой дом вплотную. Так что его оригинальная форма – всего лишь производная от участка. Ну и от задачи… К нам же клиентура когда идет? Когда нельзя, но очень хочется. Так и тут: питерские девелоперы купили на конкурсе проект, в котором было маловато метража. Мы сделали в 2,5 раза больше, выжав из участка все что можно.
- Да уж: соседнему дому сильно виды перекрыли…
- В этом доме живут бывшие работники ЦК, очень грамотные писатели жалоб. Поэтому по количеству встреч с жителями мы тут побили все рекорды. Не то чтобы компромисс искали, просто сделали дом, к которому невозможно придраться. От окна до окна 25 метра: значит, норма инсоляции обеспечена. Нам говорят: «Треснет». А мы - документы: стена в грунте, ничего не треснет. Ну а если не согласны – пожалуйста, обращайтесь в судебном порядке. У нас же цивилизованное общество. И потом, почему только ваш вид из окна должен охраняться?
СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ: «НЕ РАДИ ЖЕСТА». Интервью Николая Малинина. «Штаб-квартира», 2006, № 12-01 (52-53)
Полный текст интервью:
http://archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=3113
Участок расположен на углу пересечения Новочеремушкинской улицы и улицы Гарибальди. Максимальное освобождение участка под благоустройство и озеленение достигнуто за счет постановки надземной части здания на отдельно стоящие опоры и превращения кровли подземной автостоянки в благоустраиваемую дворовую территорию.
Используя существующий рельеф участка и, учитывая существующую градостроительную ситуацию, вход в жилую часть и въезды-выезды в гараж-стоянку осуществляются со стороны ул. Гарибальди непосредственно в цокольную часть стилобата. Вход в жилую часть здания решен в отметках, близких к планировочным, что обеспечивает свободный доступ людей ограниченных в движении (инвалидов). На кровле гаража-стоянки, под навесом-перголой предусмотрено размещение детской игровой площадки.
Конфигурация планов жилых этажей (высотная часть) сформирована с учетом как визуальных точек восприятия уличных пространств, так и тщательного анализа инсоляции и освещенности соседних жилых зданий. Конфигурация стилобата, а именно планы подземной части здания откорректированы по отношению к подземным коммуникациям и предстоящей перетрассировки Новочеремушкинской улицы.
Композиционно здание отвечает угловому расположению участка и существующей 9–15-этажной застройке жилого комплекса по улице Гарибальди. Обтекаемая форма планов наземной (высотной) части здания подчеркивает «пограничное» отношение к разнохарактерной застройке двух сторон Новочеремушкинской улицы и создает эффект углового ориентира на ее переломе.
Подземный гараж-стоянка состоит из трех уровней манежного типа и разделен по горизонтали на три независимых отсека. Верхний уровень оснащен однопутной рампой. Два нижних уровня стоянки оснащены двумя автомобильными лифтами с сопровождением грузоподъемностью 3,5 т. Подземная часть жилого дома максимально занимает площадь участка, отведенного под застройку, с учетом существующих инженерных коммуникаций. Наземная часть здания возведена на стилобате. Первый и второй этажи максимально незастроены и являются продолжением кровли стилобата, которая трактуется как благоустроенное дворовое пространство для проживающих в этом доме.
Жилая часть здания начинается с третьего этажа. На каждом жилом этаже размещено до пяти квартир; предумотрена возможность объединения небольших по размеру квартир. Высота потолков в верхнем жилом этаже выше, чем в остальных квартирах. На этом этаже размещены большие квартиры повышенной комфортности. Над всей жилой частью размещено чердачное пространство с локальным повышением в зоне лестнично-лифтового узла.
В наружной отделке здания проектом предусматривается применение современных качественных материалов. Вся стилобатная часть выполняется на основе монолитного железобетона, а высотная часть выполняется на основе системы вентилируемых фасадов с облицовкой большеразмерными гладкими асбоцементными или фиброцементными плитами, окрашенными в разные цвета с частичной облицовкой архитектурных деталей металлом. Поверхность кровли стилобата выполняется в виде мощения мелкоразмерной бетонной брусчаткой. Кровля высотной части – эксплуатируемая с размещением площадки для аварийной эвакуации вертолетом.
Опубликовано на сайте Агентства архитектурных новостей 9 марта 2007
http://agency.archi.ru/object_current.html?id=610
Страничка здания на сайте мастерской:
http://www.sk-p.ru/rus/portfolio/276-index.html
мнение критики
Юлия Тарабарина:
Прошедшей осенью премия ARX awards назвала комплекс «Авангард» «лучшей реализацией с позиции девелопмента». Иными словами, его архитектуру признали повышающей цену квадратного метра жилья – лидером самой актуальной московской темы последних лет. Одного взгляда на дом достаточно, чтобы признать справедливость такой оценки.
У него две особенности – цвет и форма. Двадцать жилых этажей облицованы яркими панелями, каждая размером с окно, составляющими асимметричный рисунок. Где-то они сливаются с полосы и пятна одного цвета, где-то окна объединяются по два-три, как будто меняются местами с цветными прямоугольниками. Элемент непредсказуемости порядка, в котором это происходит, превращает фасады в слитную поверхность наподобие ковра. Сохранено лишь последовательное разделение алюминиевыми ободками на горизонтали этажей.
Цветистая «башня» претендует стать новым ориентиром «Черемушек». Ее хорошо и издали видно. Помимо этого, пестрая раскраска содержит еще несколько «секретов»: например, в ней преобладают голубые и зеленые цвета, что позволяет дому в хорошую летнюю погоду «подстроиться» к пейзажу, зрительно «растворив» часть своего объема на фоне неба, а зимой – напоминает о «теплом» времени года.
Яркие фасады необычны для мастерской Сергея Киселева, известной своим пристрастием к очень спокойным цветам. Более того, здесь впервые в Москве использованы самоочищающиеся панели, то есть, дом со временем не потускнеет, останется таким, какой он есть сейчас, броским, заметным издалека. Своих жильцов дом, однако, встречает благородной сдержанностью блестящего алюминием нижнего яруса. Столь же спокоен входной холл – только разноцветные дверцы почтовых ящиков напоминают о том, куда мы вошли.
Дом – башня, его план стремится к эллипсу, но на самом деле рисунок сложнее. По словам Сергея Киселева, он похож на абрис журнального столика начала века. Форма, однако, не была придумана лишь ради красоты, а стала результатом сложных расчетов с целью выжать из участка дополнительные площади (вот и разгадка девелоперской награды – архитекторы увеличили размер полезной площади в 2,5 раза) и одновременно – не загородить свет соседним зданиям. Ближайшим соседом оказался дом бывших работников ЦК, так что, побив «все рекорды по количеству встреч с жителями», «Киселев и партнеры» сделали дом, «к которому невозможно придраться».
Для жильцов эллиптическая форма плана имеет два достоинства. Выгнутые стены дают больше окон, света и пейзажей. «Сердцевина» башни обеспечивает большие прихожие – мечту каждого, кто когда-нибудь жил в панельном доме…
В целом здание предстает результатом множества расчетов. Асимметрия цветных пятен на фасаде кажется подобранной по какому-то алгоритму на компьютере. План скрупулезно нарисован с учетом всех привходящих обстоятельств и при этом эстетски красив. Ради экономии пространства двора нижний этаж поставлен на шесть корбюзианских «ножек»; рядом на крыше подземного гаража – сквер и детская площадка. Даже удивительно, но при всем при том зданию удается сохранить свежесть и архитектурного решения, легкость игры, которая делает его украшением элитно-спального района «Черемушек».
Юлия Тарабарина. ПЕСТРАЯ БАШНЯ. Новый жилой дом «Авангард» в Черемушках – очень летнее здание, которому яркость декоративных панелей не вредит, а помогает. Опубликовано на сайте Агентства архитектурных новостей 9 марта 2007
http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=3339
Страничка здания на сайте конкурса "Золотое сечение-2007":
http://zs2007.ru/cgi-bin/item?id=55
Татьяна Пашинцева:
Участок застройки площадью 0.7 га частично заходил на проезжую часть Новочеремушкинской улицы, которая подлежала в этом месте перетрассировке. Наличие дороги оказалось не единственным ограничением пятна застройки: половина участка отдавалась под благоустройство, с одной стороны в границах участка под землей протекала речка, а с другой – проходили городские сети. Когда отсекли все «лишнее» - получилась фигура неправильной формы, определившая план подземной части и стилобата.
Терять отвоеванную с такими усилиями площадь не хотелось, а в то же время требовалось выделение дворовой территории. Архитекторы подсекли стилобатную часть, поставили ее на опоры (двухярусные пилоны переменного сечения) и устроили там уютный, автономный дворик, включающий парадную зону перед входом в подъезд и рекреацию, перекрытую перголой и отделенную от дворового пространства вазонами с растениями. Достаточная высота внутреннего дворика – 7 метров – обеспечила комфортность этой зоны и ее освещенность.
Кровля подземной автостоянки превращена в благоустроенную дворовую территорию – здесь предусмотрено размещение детской игровой площадки и элементов благоустройства, а также эвакуационного выхода из гаража.
Расчет инсоляции 20-этажной башни оставил примерно половину от плана стилобата - сегмент в виде неправильного треугольника. Авторы придали башне обтекаемую форму несимметричного овала – отзвук формальных приемов 1960-х.
Разнохарактерная и разноцветная окружающая застройка (белые, зеленые и кирпичные дома) продиктовали неординарный подход к выбору цветового решения. Полотно фасада составлено из «мазков» красного, зеленого, желтого и голубого цветов (система вентилируемых фасадов с облицовкой большеразмерными (3.05х1.2 м) гладкими фиброцементными плитами MINERIT). Цвет позволил подчеркнуть доминирующую роль здания, поставленного в ключевой точке - на углу Новочеремушкинской улицы.
От балконов архитекторы отказались - меры противопожарной безопасности обеспечиваются двумя незадымляемыми эвакуационными лестницами. Как сказал пожарный: «Это дом коридорного типа - только коридор сложен пополам».
Во избежание самостийной навески кондиционеров под окнами каждой квартиры предусмотрены металлические корзины. В этих местах в наружных стенах высверлены отверстия для кабелей, в которые вставлены металлические гильзы, закрытые цветными заглушками.
Продуманная схема каркаса оставляет владельцам квартир простор для маневров по перепланировке. На каждом жилом этаже проектом предусматривается размещение до пяти квартир, с возможностью их объединения.
Плавный рисунок наружных стен создает неожиданные ракурсы в интерьерах. Верхний жилой этаж более высокий, чем остальные - здесь размещаются две большие квартиры повышенной комфортности. Кровля высотной части – эксплуатируемая, с размещением аварийной вертолетной площадки.
Архитекторы прорисовали близкие к образному решению дома интерьеры входной группы.
Для того чтобы и поэтажные холлы были выдержаны в том же ключе, предусмотрели соответствующий комплект входных дверей в квартиры. Такая предусмотрительность, когда фасады дома и интерьеры общественных зон выполнены «под ключ» - это новая тенденция, по мнению архитекторов способная предотвратить неуправляемую самодеятельность владельцев квартир и уберечь авторский проект от искажения.
Татьяна Пашинцева. ТИПОЛОГИЯ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ. «Архитектурный вестник», 2007, № 3 (96)
http://archvestnik.ru/ru/magazine/1040/
Григорий Ревзин:
Этот дом построил Сергей Киселев на Новочеремушкинской улице в Москве. Дом достаточно знаменитый. В прошлом году он получил титул "дом года" в интернет-голосовании на сайте "Другая Москва" (www.drumsk.ru), а в этом году Сергей Киселев стал архитектором года на выставке "Арх-Москва", проходившей в рамках только что закончившейся Московской архитектурной биеннале.
В общем-то это простой дом. 20-этажная жилая башня, овальная в плане. У нас сейчас принято сдавать дома без внутренней отделки, поэтому архитекторы, как правило, не слишком думают о планировке, но тут как раз обратный случай — у этого дома очень правильные квартиры. Глядя на план этажа, испытываешь некоторое удовлетворение от того, как остроумно они решены. Я понимаю, что читателю это до лампочки, но это вообще-то свидетельствует о качестве дома, и даже те, кто в нем не живет, могут, вероятно, получить удовольствие от того, что все эти произвольные повороты овала не просто так, а изящное решение функциональных и экономических задач. Так иногда бывает с математикой: кто-то составил сложное уравнение, зачем — не всегда понятно, но то, как красиво оно решено, почему-то радует.
Но это внутренности. Снаружи этот дом, разумеется, прежде всего запоминается разноцветными веселыми панельками, придающими ему несколько легкомысленный радостный характер. Здесь я должен покаяться. Я сначала ничего не понял про этот дом. Вернее, я все понял неправильно.
Дело в том, что он появился на следующий год после здания Torre Aqbar в Барселоне — башни, которую построил великий архитектор Жан Нувель. Эта башня принадлежит организации под названием Aqua Barcelona, по русским меркам что-то вроде "Барселонводоканала", и поэтому она сделана как бы в форме бьющего фонтана. Фонтан стеклянный и весь украшен прямоугольничками разного цвета — как бы в шашечку, издалека они сливаются, и кажется, будто в фонтан попала радуга. А вблизи — будто перед тобой сильно увеличенная фотография в компьютере, настолько, что уже полезли пиксели. И я подумал, что Сергей Киселев просто взял Жана Нувеля и перевел его на русскую почву. Ну и получилось как-то как обычно: у Жана Нувеля цветов 256, а у Киселева — 12, в Барселоне размер цветной панели сантиметров 40 на 60, а у нас — метр на полтора. Словом, русский пиксель — самый крупный пиксель в мире.
Больше того, когда я пришел в офис к Сергею Киселеву, я, к глубокому своему изумлению, обнаружил там большую фотографию Torre Aqbar. Все же одно дело, когда критик говорит, что вот здание Сергея Киселева вдохновлено зданием Жана Нувеля — мало ли что критику примерещится,— а другое — когда архитектор открыто вешает источник своего вдохновения в офисе. Я даже поразился некоторому простодушию архитектора, позволяющего себе вот так открыто рассказывать, откуда что растет. Ведь вот и критики ходят, и заказчики — чего ж им лишнее показывать?
А потом я поехал смотреть этот дом. И оказалось, что я все понял неправильно. Бывает такое ощущение, когда дом удивительно кстати — довольно редко, но бывает. Сначала даже не понимаешь почему. И это бывает трудно проанализировать и тем более объяснить. Зато когда получается, это большое удовольствие.
Там вот что придумано. Эти самые цветные панельки, они ровно в размер окна, так что там получается чередование — то цветная панелька, то окошко, то окошко с балкончиком, то два. Это в принципе не фокус. Но дело в том, что окна в этом доме точно в размер советских окон в массовой жилой застройке, которая окружает дом со всех сторон. И из-за этого возникает эффект, что все дома вокруг, они тоже становятся цветными, несколько наивно веселенькими.
Сначала мне там просто вспомнились пятиэтажки моего детства. Мало кто относится к пятиэтажкам как к архитектурному шедевру, да они того и не заслуживают. Но у людей, проведших, как я, детство в пятиэтажном районе, на это дело род импринтинга, и для меня нормальный жилой дом изначально — это всегда пятиэтажка. Так вот когда пятиэтажки появились, то балконы в них было принято декорировать очень цветастыми панелями из ребристого плексигласа. Они были синие, зеленые, желтые и красные, не то чтобы прозрачные, но все же и не совсем плотные — так, что через них немного проникал свет. Это был материал на редкость недолговечный в смысле своей привлекательности, но исключительно упорный в смысле существования — десятилетиями потерявшие цвет и прозрачность, растрескавшиеся склизкие панели хлопали на ветру с какими-то хрустящими всхлипами. Но я помню их в самом начале, когда они горели на солнце, и мне по детской неразумности казалось, что это такая красота, какая бывает только у елочной гирлянды.
В этот район вдруг вернулись цветные прямоугольнички, и он вдруг зажил всеми цветами радуги! Я обходил этот дом, рассматривал странные ножки, на которые он опирается, думал о странной форме овала, в которой он сделан, и вдруг понял, откуда он взялся. Когда мы переехали с Остоженки в Химки-Ховрино, моя мама купила трехногий овальный столик для журналов. Он был низенький, он был совсем свободной формы, он был с пластиковым покрытием невозможно яркого, ну чуть ли не оранжевого цвета, и всем своим видом он говорил о чем-то страшно продвинутом — ну прямо уровня польского журнала Kobieta i ziche, который мама тогда читала и на этот столик выкладывала. Я думаю, что дизайнер, который его рисовал, весь ликовал в момент рисования от чувства победы над сталинизмом в области журнальных столиков, смеялся от счастья и предчувствовал, что хрущевская оттепель разрастется в половодье без берегов. Эти столики многие тогда купили, и я потом видел, как они доживают свой короткий век на балконах пятиэтажек — с разлезшимися от сырости ДСП и подломанными ногами. Чем-то они были похожи на мотыльков в банке у рыбака.
И вот тут до меня дошло. Черт возьми, это же Черемушки! Те самые Черемушки, с которых вообще начались все пятиэтажки. Черемушки, для которых придумывалась эта новая пластиковая мебель, эти странные столики, эти цветные балкончики. Киселев просто взял этот журнальный столик и собрал на нем дом в той эстетике, из которой когда-то родилось все вокруг. И даже эта наивность цветных панелек оттуда же — из 1960-х. Это такое "живописцы, окуните ваши кисти" в черемушкинском варианте — продвинутое, модное, с явной оглядкой на абстрактную живопись.
А вы знаете, там, в Черемушках, больше нет пятиэтажек. Там теперь 22-этажные дома, в которых ничего от тех Черемушек не осталось, кроме бесконечных одинаковых окон. Только их в десять раз больше, и они бесприютнее, потому что до них не дорастают деревья. Баобабы там, что ли, сажать? Или лианы?
Это довольно странное ощущение. Когда целая жизнь, жизнь целого поколения попросту стерта, как будто они сами должны почему-то уйти вслед за своими цветными балкончиками и трехногими журнальными столиками. В этом есть какая-то хамская жестокость, и когда ходишь по этим районам, где пять лет назад были пятиэтажки, а теперь от них ничего — ни домов, ни деревьев, ни дорожек, ни детских площадок, то все время думаешь: ну нет! Я так не хочу. Должна остаться память о той наивной, веселой, молодой Москве, которая была оттепелью.
Мне кажется, Сергей Киселев так же ходил тут и так же сказал: ну нет! И сделал. Так что Нувель тут вообще ни при чем. Что Нувель? Пижон в шашечку. Подумаешь, здание "Водоканала" в виде фонтана! Может, у них это тонкость, а у нас заказчик с придурью — обычное дело. Певцы у нас заказывают дом в форме лиры, коллекционеры — в форме яйца Фаберже, а эти, понятно, в форме фонтана. Несерьезно это. А здесь серьезно. Это не просто дом "Авангард". Это памятник Черемушкам. Памятник юности наших родителей. Спасибо.
Григорий Ревзин Памятник Черемушкам. «Коммерсантъ-Weekend», № 23 (69), 20 июня 2008
http://www.kommersant.ru:80/doc.aspx?fromsearch=6073a85e-9762-4287-962d-511fb96009ec&docsid=903548
Бурное обсуждение дома на Фотосайте:
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=2392650&ref=section&refid=7