Жилой комплекс Crystall House
Проектная организация: Проект Меганом
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение










Жилой комплекс Crystall House. Фасады
Жилой комплекс Crystall House. Фасады
Жилой комплекс Crystall House. Фасады
Жилой комплекс Crystall House
Жилой комплекс Crystall House. Планы
Жилой комплекс Crystall House
Жилой комплекс в Бутиковском переулке. Фото: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов
Жилой комплекс в Бутиковском переулке. Фото: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов

Адрес: Коробейников переулок, 6, 15, 17
Архитекторы: Юрий Григорян, Павел Иванчиков, Александра Павлова, Игорь Скачков, Светлана Сидоренко
Конструктор: Михаил Кельман
Инженер: Марина Шустова
Заказчик: компания «Rose Group» (руководитель: Борис Кузинец)
Подрядчик: «Стартэкс Стоун»
2003–2006

наше мнение

Если идти к этому дому со стороны Крымского моста, взору предстает феерическое зрелище. Гигантский пустырь. Наверное, самый большой в пределах Садового кольца. Снег, собаки, последние руины текстильной фабрики Бутикова, тихое и неумолкающее эхо родной лексики. А надо всем этим, как будто совсем из другой жизни, плывет шикарный лайнер из мрамора с хрустальными кубиками рубок.

На такие сюжеты был в 90-е годы богат Берлин. Идешь по  выжженным пустырям, оставшимся от Стены, и вдруг – бах! Гери. Бах! Колхоф. Бах! Заха Хадид. Но эта ассоциация идет не только от ландшафта. Этот дом, пожалуй, самый «берлинский» в Москве. И не только потому, что здесь впервые применен любимый трюк немецких зодчих – навесной стеклянный фасад на глухой стене. Хотя это действительно чертовски красиво: когда солнце (даже робкое зимнее) гуляет внутри кубиков, пробивает их насквозь и превращает каждый в многослойный магический кристалл. Тогда даже данное риэлтером название не кажется таким уж пафосным.

Великолепный этот эффект возникает за счет того, что остеклен каждый куб очень изобретательно. Здесь не только навесные экраны, создающие «эффект витрины» (за которой в Берлине обычно прячется брутальный кирпич или дорогой камень), но и нормальные витражи, и матовое стекло. А еще разнообразные вырезы в плоскости остекления, напоминающие уже берлинское посольство Колхаса. В результате куб воспринимается как сплошь стеклянный, но это не прозрачная призма в духе Миса ван дер Роэ, а сложный оптический спектакль. Аналогов чему в Берлине, кстати, нет.

Вся эта красота возникла (как в Москве водится) исключительно ради инсоляции. То есть, чтобы дать больше света на вторую линию. Тогда как в Берлине подобные «витрины» делаются и технологически несколько иначе, и с иной целью: давать «каминный» эффект, уменьшать теплопотери и повышать звукоизоляцию. Поэтому, когда солнце уходит и переплеты начинают жестко расчерчивать плоскости, сразу задумываешься об утилитарном: а хлопотно ли их мыть, как пыль со стен стирать, а как поведет себя штукатурка, лежащая за «витриной» и т.д.…

Впрочем, январские морозы дом благополучно пережил, да и за инновационный базар «Меганом» отвечает – свидетельством чему его знаменитый «Молочный» дом по соседству. Со стороны Коробейникова переулка новый комплекс очень на него похож: тот же юрский камень (только уже не шлифованный, а бучардированный), та же деликатная высотность, окна от пола до потолка, придающие жилью снобистский привкус офисности, французские балконы, сплошное остекление первого этажа (здесь-то как раз будут офисы). Идея прозрачного цоколя хорошо сработала в «Молочном» доме: закатное солнце пронизывает первый этаж и вся «подкова» словно бы зависает в воздухе. Возможно, сработает и здесь – и тогда дом, спорно длинный для такого узкого переулка, будет действительно «плавать».

О том, делать ли здесь единый длинный дом или разбить его на несколько объемов, спорили долго, но архитекторы сумели уйти от монотонности и при наличествующих 150 метрах. Причем не модным приемом сбитого ритма оконных проемов (как в «Молочном»), а парой весьма оригинальных стеклянных «опухолей». За одной из которых – абсолютно автономный «дом в доме» с персональным бассейном наверху. Что есть одновременно и типологическое новшество, и, наоборот, отсылка к традиции частного дома, коими еще недавно был застроен весь этот квартал между Остоженкой и Москвой-рекою.

Традиции же следует и планировка комплекса: участок застроен  по всему периметру, а внутри – двор-улица шириной 15 метров. Примерно так же – в смысле пропорций пространства – здесь все выглядело и во времена текстильной фабрики: сам лазил, помню. Будущим жильцам (квартиры, естественно, все уже раскуплены) это, конечно, по барабану, вряд ли они тут лазили, но отрадно, что на уровне морфотипа город сохранился. А на уровне фасада (особенно южного, дворового) - ну чистый Гери, «Дойче-банк» все в том же Берлине. А вся Остоженка – по-прежнему наш Потсдамер-плац.

Николай Малинин. КУБИКИ В КОРОБЕЙНИКАХ. «Штаб-квартира», 2006, № 3 (43)

мнение архитектора

Длинный каменный дом-балка просверлен двумя стеклянными объемами - квартирами. Одна из них - дом в доме, встроенная вилла. Четыре этажа, на крыше - бассейн. С южной стороны по Хилкову переулку стоят три башни в стеклянных чехлах, пропуская солнце во двор.

"Проект Меганом". 1998 - 2006" Специальный выпуск журнала "Татлин", 2006, № 2 (3)

Борис Кузинец, руководитель компании «Rose Group»:

Уже более пяти лет Rose Group занимается инвестиционно-строительной деятельностью в России: возводит жилые и деловые комплексы, осуществляет эксплуатацию и управление офисными площадями класса «А» и «Б+». В настоящее время основная сфера интересов Rose Group – строительство элитного жилья в центре Москвы. Политика компании основана на инвестиционных проектах, конечной целью которых является формирование новых стандартов городского жилья high-класса. Rose Group реализует эту задачу сразу на нескольких уровнях.
Первый – это территория. Компания выбирает центральные районы Москвы со сложившейся репутацией и высоким социально-экономическим статусом. Основным местом деловой активности Rose Group сегодня стала Остоженка – наиболее динамично развивающаяся территория исторического центра. Здесь построено шесть жилых домов класса «А», в стадии реализации находятся еще несколько проектов.
Новое строительство – второй уровень проблемы. Каждый дом компания рассматривает как «сверхценный объект», обладающий набором качеств для его «автономного» существования в сложившейся застройке. К условиям такого существования относится наличие свободных зеленых пространств вокруг дома, высокие строительные технологии, инженерные системы и оборудование лучших мировых производителей. Все это гарантирует самые высокие стандарты городской частной жизни.
Но есть область, к которой понятие стандарта оказывается не применимой. Rose Group сотрудничает с нестандартно мыслящими архитекторами, профессионализм которых позволяет решать самые сложные задачи, а креативность – создавать дома-«события». При такой самоценности и самодостаточности эти дома «завязаны» между собой в пространственную систему. Система формирует эксклюзивную микросреду, что значительно повышает потенциал как отдельного объекта, так и территории в целом.
Создание этой «субсреды» – третий уровень задачи. Для того, чтобы объекты «поддерживали» друг друга, Rose Group ввела необычную практику работы с архитекторами. Не похожие друг на друга, организационно и творчески абсолютно самостоятельные, они действуют как единая команда, договариваясь об общих принципах проектирования и совместно с заказчиком вырабатывая общие критерии нового строительства.
В число приоритетов попали: масштаб, соотносимый с масштабом сложившейся застройки, ясная, современная стилистика, внимание к детали, использование близких по качеству и цвету материалов и их перетекание из одного объекта в другой. Одним из элементов создания новой городской среды, уютной и приятной для человека, становится «зеленая волна»; она прокатывается от дома к дому, проникая в структуру здания («Сopper House»), образует внутренние дворы и городские скверы (дома в Молочном, Бутиковском, Зачатьевском переулках) и, наконец, выплескивается на Пречистенскую набережную.
Проект реконструкции набережной – это уровень городской планировки. Самый масштабный проект, в котором участвует Rose Group, является логическим продолжением инвестиционной стратегии. Невозможно говорить о достоинствах и ценности отдельного дома без существования целостной инфраструктуры района. Одним из печальных последствий строительного бума стало уничтожение свободных территорий и переуплотненность застройки. Узко понятая «экономическая целесообразность» привела к вымыванию сопутствующих жилью городских функций. Концепция развития Пречистенской набережной предусматривает восстановление общественной рекреационной зоны и инфраструктуры Остоженки. Проблема транспортной нагрузки решается за счет организации новой схемы движения и выноса автомагистрали над пространством реки. При этом набережная превращается в зеленую зону, свободную от трафика. Общественное пространство набережной имеет несколько уровней. Наземный становится пешеходным бульваром. Первый подземный уровень отдан торговле, на нижнем расположен гараж.
Таким образом, решаются не только вопросы транспортного движения и связанные с ними проблемы коммуникации и экологии, но и восполняется дефицит сервиса для жителей района. Конечный результат этой цепочки – повышение качества жизни на ценных территориях Москвы. Это качество соединяет преимущества исторического контекста, географического положения, социального статуса района с техническими возможностями современного строительства и, главное, с возвращением в городской обиход таких утерянных понятий, как гармония и комфорт.
Комплекс находится в уникальном месте Остоженки рядом с памятником архитектуры, бывшим домом Бутикова, и прилегающим к нему сквером. Состоящий из четырех строений, объединенных общим одноэтажным стилобатом, комплекс сочетает в себе образ «большого» (относительно района Остоженки) городского дома с преимуществами «клубного» жилья. Эти преимущества складываются из замкнутой планировки, сохраняющей исторически сложившуюся на рубеже ХIX – XX вв. периметрально-компактную композицию застройки. Такое решение позволяет максимально изолировать жилые пространства.
Главный входной вестибюль «приглашает» из Коробейникова переулка в зеленый двор-атриум. Благоустройство внутреннего двора дополняется декоративным бассейном, дорожками для прогулок и вечерней подсветкой. Оттуда жители попадают в «приватные» холлы, а затем – в квартиры (не более 2-х на этаже), пентхаусы и смотровые площадки 6-го этажа. Для максимального комфорта предусматривается создание озелененных террас на крышах первого и последних уровней, а на эксплуатируемой кровле - газонного пространства с деревьями и кустарниками площадью 510 кв. м.
Все квартиры имеют двухстороннюю ориентацию, раскрываясь глубокими балконами и эркерами и в остоженские переулки, и в тихий двор. Архитектура комплекса репрезентативна и, одновременно, открыта. Большие прозрачные стеклянные поверхности окон и галерей в сочетании с легким светлым камнем на фасаде создают дружелюбный образ, гармонизирующий окружающее городское пространство. Сложная пластика фасадов визуально обогащает сложившуюся панораму переулка, вносит в него свежую современную ноту.
Этот жилой дом не только красив, но и «умен». Он, как и все дома компании Rose Group, насыщен техникой и оборудованием high-класса. На 66 квартир запроектировано 9 лифтов, хозяйственный водопровод дополнен системой водопровода с питьевой водой. Все системы климат-контроля работают в автономном режиме в каждой квартире. Такая инженерная и архитектурная автономность – ответ на стремление жителей к полной независимости и один из принципов строительной деятельности компании Rose Group. Личная свобода и, одновременно, включенность в жизнь мегаполиса – естественные приоритеты любого жителя любой европейской столицы. Rose Group предоставляет такие возможности москвичам в доме на Остоженке.

Что делают ньюсмейкеры? «Проект Классика», XI-MMIV (июль 2004)
http://www.projectclassica.ru/newsmake/11_2004/11_2004_07.htm

мнение критики

 Юлия Шагинурова:

На Остоженке достроен новый жилой комплекс по проекту московского бюро «Проект Меганом». Как всякий амбициозный проект московских риелторов, он получил пафосное название Crystal House, которое, впрочем, вполне оправдывает. Шестиэтажные башни, одетые в двойную стеклянную кожуру, и впрямь напоминают кристаллы. А главным аттракционом стала четырехэтажная стеклянная вилла, подобно упавшему метеориту «пробившая» вытянутый вдоль Коробейникова переулка корпус.
На одном из первых эскизов дом в Коробейниковом переулке — длинное ползучее животное с щупальцами и хищной пастью, не то червь, не то кальмар, не то оба сразу. При всей несхожести рисованного кальмара с тем, что получилось в результате, и при том что новый дом «Меганома» никак нельзя отнести к биоморфной архитектуре, все сюжетообразующие черты будущей постройки в этом хулиганском наброске уже есть. Вытянутая форма, повышение уровня, намек на тройное членение…

Юлия Шагинурова. ДЛИННЫЙ ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ. Журнал ARX, 2007, № 8
http://www.arx.su/magazine/arx8_cont_3.shtml

Татьяна Пашинцева:

Жилой комплекс находится в уникальном месте Остоженки – рядом с памятником архитектуры, бывшим домом Бутикова, и прилегающим к нему сквером. Состоящий из четырех блоков – корпуса, вытянутого вдоль Коробейникова переулка, и трех башен по Хилкову переулку, вырастающих из общего одноэтажного сплошь остекленного стилобата общественной части, комплекс сочетает в себе образ большого городского дома с преимуществами «клубного» жилья. Эти преимущества складываются из замкнутой планировки, сохраняющей исторически сложившуюся на рубеже ХIX – XX вв. периметрально-компактную композицию застройки: 5-6-этажные корпуса объединены двором-улицей шириной 15 метров.
Такое решение позволяет максимально изолировать жилые пространства. Из благоустроенного внутреннего двора жители попадают в приватные холлы, а затем – в квартиры (не более 2-х на этаже), пентхаусы и смотровые площадки 6-го этажа. Для максимального комфорта предусматривается создание озелененных террас с цветниками на крышах первого и последних уровней. Все квартиры имеют двух-, трех- и четырехстороннюю ориентацию: спальни выходят на улицу, общественные зоны – в тихий двор. Архитектура комплекса репрезентативна и одновременно открыта. Большие прозрачные стеклянные поверхности в сочетании с юрским камнем гармонизируют городское пространство. Ритмическая пластика фасадов с акцентными деконструктивистскими всплесками (за одним из них сокрыта типологическая эскапада – 4-этажная вилла с отдельным входом, лифтом и гаражом, за другим – 2-уровневая квартира) визуально обогащает сложившуюся панораму переулка, вносит в него свежую ноту.
Конструктивная часть здания представляет собой железобетонный каркас с монолитным перекрытием толщиной 250 мм. Наружные стены выполняются из полнотелого кирпича толщиной 380 мм. Облицовка корпуса по Коробейникову переулку выполнена из натурального камня с вентилируемым зазором 40 мм. Блоки по Хилкову переулку облицованы минераловатной плитой с последующей штукатуркой по системе RELIUS и закаленными стеклянными панелями толщиной 10 мм с креплением к железобетонным и к кирпичным стенам посредством стальных опорных элементов. «Эффект кристаллизации» достигнут посредством обертывания объёмов в «двойную кожу» – из прозрачного и матового стекла.
Дом насыщен техникой и оборудованием high-класса. Инженерная и архитектурная автономность – ответ на стремление горожан к полной независимости.

Татьяна Пашинцева. ТИПОЛОГИЯ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ. «Архитектурный вестник», 2007, № 3 (96)
http://archvestnik.ru/ru/magazine/1040/

ваше мнение

Сергей | 4589 дн. 7 ч. назад
Очередное уродство в чтиле скуратова...или АБВ...хотя делал Юра Григорян... В России и особенно в этом месте должен быть исключительно русский архитектурный почерк... а не урбанистское уродство в виде нового берлина...там строят так много стекла, потому что старого практически не осталось, а здесь исторический центр... а как он будет стареть?! Лучше бы у Чобана заказали... или в Тромосе или у Андреева с Колоснициным...а так, получилась очередная стекляшка, котрую, чепрез 30-50 лет снести нежалко будет... в общем не проект, а сплошное разочарование...Жаль...
Zaloginen | 6162 дн. 1 ч. назад
Супер! Не перепились еще архитекторы на земле московской!
ЗЫ: А каким образом тут голосовать?
Гость | 6220 дн. 22 ч. назад
красиво!
Неархитектор | 6238 дн. 3 ч. назад
Я бы сразу отдал голосов 300
Гость | 6238 дн. 6 ч. назад
Отличный дом! Пожалуйста, голосуйте!!!
Перейти к обсуждению на форуме >>