Сбербанк России на улице Вавилова
Проектная организация: Моспроект-1, мастерская № 11
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Сбербанк России на улице Вавилова

Сбербанк России на улице Вавилова. Атриум

Сбербанк России на улице Вавилова. Вид с юга

Адрес: Улица Вавилова, 19
Проектировщик: «Моспроект-1», мастерская № 11
Архитекторы: Леонид Вавакин, Владимир Стейскал, Николай Лютомский, Хенрих Хоос
Заказчик: Сбербанк России
Генподрядчик: «Хойсслер Групп» (Германия)
Подрядчик: Hochtief (Германия)
Площадь: 85.000 кв.м
1994 - 1996

наше мнение

Первое крупное офисное здание постсоветской Москвы. Забавным образом объединяет в себе черты разных формаций. От СССР здесь - монументализм и вольготный расход казенных средств (в отделке использован дорогущий белый гранит из Южной Америки). От заграниц - атриум и жесткое следование программе. Эта промежуточность отразилась и в облике здания: при всей свой мощи композиционно оно весьма прихотливо и воспринимается с разных точек совершенно по-разному.

мнение архитектора

Николай Лютомский:

- Главным архитектором объекта считается Леонид Вавакин, тогдашний главный архитектор Москвы, но на самом деле главным там был тогдашний глава Сбербанка Яшин, который делал что хотел. И к архитекторам относился исключительно потребительски.
Место в истории банк имеет только потому, что он облицован белым гранитом из Южной Америки. За бешеные деньги: заказчик настоял. Мы ему, правда, сами объяснили, что мрамор теряет свои качества: белый становится серым, не чистится… Потому что известняк. А гранит – он вечный, потому что вулканический.
Строил здание Hochtief, который и программу составлял. Опросили сотрудников, кому чего надо и составили список: кому сколько квадратных метров. Этим банк просто поразил мое воображение: Должно было быть 100 тыщ кв. м – и так оно и было. По 9 метров на человека. Подписали контракт, и когда комплекс построили, то выяснилось, что ни на метр не ушли от программы! В этом смысле немецкая пунктуальность и четкость тут сработали. У нас-то дома в ходе строительства растут, меняются – что очень по-русски. Мило, но ничего общего с бухучетом. А тут решили что метр будет стоить 3,5 тысячи марок за кв.– и все так и построили.
Я тогда полгода проработал в Германии, но мое тут - только фасад лифтовой башни в центре. Еще забавным образом возник стилобат, разделенный пожарным проездом – хотя тогда вообще не знали, что можно, как согласовать. Потому улица возникла внутренняя, атриумные дворы. Атриум же тут вообще один из первых в Москве…
Хорошие материалы, хорошие технологии, все было очень качественно. Приятно вспомнить.

Николай Малинин. ПЕДАГОГИКА В КАМНЕ. Николай Лютомский: «Вкусы мне никто не диктовал». «Штаб-квартира», 2004, декабрь-январь

Владимир Стейскал, Николай  Лютомский:

Комплекс расположен в южной части столицы, к востоку от Ленинского проспекта, на площади, образуемой пересечением проспекта 60-летия Октября, улиц Вавилова и Зелинского. Окружение весьма разношерстно: жилые соседствуют с территориями, занятыми академическими НИИ, с востока и северо-востока практически вплотную к участку подходит промзона, сообщающая району острохарактерные черты, хотя заметное падение рельефа как бы уводит дымящиеся трубы и переплетения линий электропередач на задний план.
До последнего времени площадь представляла собой скорее транспортную развязку с выходящими на нее лоскутами застройки, сформировавшейся главным образом в 1950-1960-е гг. Внушительные территориальные ресурсы, с одной стороны, и очевидная необходимость ее градостроительного осмысления, с другой, провоцировали профессиональный интерес к данному месту. Так, в конце 1980-начале 1990-х гг. в мастерской №11 «Моспроекта-1» был выполнен проект Международного Дома Техники, отличавшийся внимательной градостроительной проработкой.
Реализованный проект здания Сбербанка учитывает идеи своего предшественника, хотя и расставляет ряд акцентов по-иному, более активно реагируя на основные градостроительные оси, заданные существующей ситуацией. Новую струю в проектный процесс принесло участие в работе штутгартской проектной фирмы «Вейдлеплан», рекомендованной заказчиком.
В основе композиционного решения здания лежат два четырехэтажных прямоугольных в плане объема, развернутых друг относительно друга в соответствии с осями проспекта 60-летия Октября и улицы Зелинского, и связанных посредством надземных переходов и на уровне подвала. Связующим элементом служит также своего рода шарнир - открытая пластически развитая ротонда входной части, ориентированная на проспект. Градостроительно обусловленная сдвижка осей находит продолжение в композиции двух высотных -26- и 16-этажной - пластин, расположенных - одна перпендикулярно улице Зелинского, замыкая перспективу со стороны Ленинского проспекта, другая -перпендикулярно проспекту 60-летия Октября, надвигаясь вперед, за пределы стилобатной части, остроугольным консольным выступом и оказываясь в створе улицы при взгляде со стороны станции метро «Академическая». Оба корпуса вырастают из грузного оснований, массивность которого подчеркнута монотонным ритмом пилонов, перемежающихся вертикальными полосами остекления. Решение подиума комплекса созвучно известным образцам из зарубежного опыта 60-70-х гг., однако это далеко не самая худшая отсыпка. Лифтовая шахта, зажатая между корпусами, на сломе планировочных осей, экспрессивной пластикой своей башенной части напоминает корабельную рубку, привнося в здание еще один ассоциативный слой. Возможно, венчающая надстройку эмблема Сбербанка - не самая удачная авторская находка, тем не менее с пожеланиями клиента нельзя не считаться.
Схематичный геометризм, характерный для композиционного построения комплекса, обогащает активная пластическая разработка объемов, основанная на диалогических взаимоотношениях вертикали-горизонтали. Другим средством достижения художественной выразительности оказывается противопоставление серовато-бежевых плоскостей стен (в отделке использованы естественный камень и штукатурка) и стеклянных поверхностей, имеющих бирюзовый оттенок. Облицованная змеевиком ротонда входа вносит в эту несколько однообразную архитектурную ткань элемент неожиданности. Огромные - в полный рост - витражи, равномерно перфорированная стена, полосы ленточного остекления, наконец, полупрозрачные, работающие на просвет, «клетки» переходов, - все это разнообразие архитектурных впечатлений, раскрывающееся при обходе, также нейтрализует естественную усталость глаза, возникающую при взгляде на громаду комплекса (его общая площадь составляет порядка 85 тысяч кв. метров) из какого-либо одного избранного статичного положения.
Планировочное решение здания подчинено жесткой внутренней логике. Рабочая и административная зоны отделены от рекреационных и обслуживающих помещений посредством пассажа, воспроизводящего тот же излом плана. В двух подземных уровнях помимо автостоянки на 350 машин размещены банковские хранилища и технические помещения. На первом этаже расположены: слева от входа - трансформируемый конференц-зал на 600 мест, справа - последовательно операционные залы СБ России и Московского областного СБ, открытые на всю высоту стилобата. Часть комплекса, ориентированная в сторону промзоны, отдана под ВЦ, блок столовой и спортивно-оздоровительный центр. В высотных корпусах сосредоточены офисные и технические помещения.
Интерьеры основных банковских помещений - вестибюля, операционных и кассовых залов, а также кабинетов администрации - носят подчеркнуто репрезентативный характер - облицовка плитами из белого мрамора сочетается с деревянными панелями и «золотом» отдельных деталей. Обильно используемые большие плоскости остекления, расчерченные безукоризненной сеткой алюминиевых переплетов от «Schuco», претендуют на роль ведущей темы, сообщая интерьерам пространственность и легкость. Рабочие и служебные помещения выполнены в более сдержанной, близкой к нейтральной, манере.
Качество строительных и отделочных работ, обеспеченное германским подрядчиком компанией «Хохтиф» в донельзя сжатые сроки (проектно-строительный цикл занял немногим более двух лет), вполне выдерживает критику. «Современная» архитектура остро нуждается в высококлассном исполнении - если она не желает, чтобы ее в очередной раз выдворили вон.

Владимир Стейскал, Николай  Лютомский. «СОВРЕМЕННАЯ» АРХИТЕКТУРА НА ПУТИ К РЕАБИЛИТАЦИИ. ЗДАНИЕ СБЕРБАНКА РОССИИ НА УЛИЦЕ ВАВИЛОВА. «Архитектурный вестник», 1997, № 3 (35) 

мнение критики

 

ваше мнение

Гость | 4018 дн. 20 ч. назад
здание класс а в банке правды ненайти брехня что банк думает о клиентах
vazirГость | 4243 дн. 1 ч. назад
И камень на камне не останется,как говорил Господь,хотя это даже и не храм.
LILYONA | 4818 дн. 19 ч. назад
daa,otlichnii proekt! nemci molodci,u nih est chemu uchitsya!
Гость | 5088 дн. 19 ч. назад
монстроват и по дизайну анахроничен...запоздалый облик из 70х
Zaloginen | 6165 дн. 20 ч. назад
Прикольно: честный комментарий автора и странная, непонятного предназначения статья...
Здание ужасно
Перейти к обсуждению на форуме >>