Здание АО «Совмортранс»
Проектная организация: Архитектурная мастерская № 19
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Здание АО «Совмортранс». Фото: Koutania-Gorod http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=1252396&ref=section&refid=7

Здание АО «Совмортранс». Вид со стороны Неглинной
Здание АО «Совмортранс». Вид со стороны Петровки

Адрес: Рахмановский переулок, 4
Архитекторы: Владимир Колосницын, Михаил Окунев, И.Кочетова («АМ-19»), Патрик Ляйбетзедер, П.Хабрик (Австрия)
Инженер: Сергей Козыренко
Заказчик: АО «Совмортранс»
Подрядчик: «AMR» (Австрия)
Площадь: 10.800 кв.м
1991 - 1994

наше мнение

Ценность этого здания – сугубо историческая. Хотя оно всего лишь 1994 года рождения.

Но это был первый образец современной архитектуры в центре Москвы.

Был, правда, уже «Макдональдс» в Газетном переулке – но там все было «слишком»: слишком жест, слишком эпатаж, слишком стекло. При том что собственно архитектуры - немного.

Здесь же – выверенная, аккуратная, очень простая, но тем не менее – абсолютно современная – архитектура.

Недаром это здание заняло шестое место в «Московском рейтинге» - первом независимом смотре лучших построек города за 10 лет. А все, что оказалось выше его – было построено позже. Так что это – настоящая первая ласточка.

Ласточка, конечно, простенькая, сейчас таких в Москве стаи. Но тогда все здесь было в новинку. И переломанный об стеклянное колено фасад – вторящий, естественно, линии переулка. И само это «колено» - легкое, динамичное – придающее своими балкончиками дому привкус «корабельности». Да и тема эта не просто так, а в полном соответствии с назначением здания: «Совмортранс» - совместные морские перевозки. И аскетичная, почти лоосовская, графика окон – тоже отдает каким-то лайнером. А подсеченный аж на два этажа низ здания, пусть и не наполненный городскими функциями, но оставляющий пешеходу хоть какой-то простор – об этом тогда тоже не задумывались. А мягкая цветовая гамма? Да кто тогда вообще дома красил?

Но удивительно даже не то, что в доме есть, а то, чего в доме нет. А нет в нем ни малейшего заискивания перед средой. Чистое ясное современное здание. А ведь на этом месте стоял дом, где жил Виссарион Белинский! Более того: на нем даже доска мемориальная висела. Сейчас бы зодчего непременно заставили отобразить в новом здании тот дух «испарений мокрого белья и вонючего мыла», которые неслись в каморку писателя из прачечной. «Каково было дышать этим воздухом, особенно ему, с его слабой грудью! – вспоминал Иван Лажечников. - Не говорю о беднейшей обстановке его комнаты, не запертой (хотя я не застал хозяина дома), потому что в ней нечего было украсть!»

Правда, снесли тот дом еще за 10 лет до начала строительства «Совмортранса», так что на зодчих греха никакого нет, но поначалу их убеждали – в память о каморке Белинского – сделать здание пониже. Но они пошли другим путем, отыграв дух места чисто архитектурно: полукруг центрального ризалита-«шарнира» - очевидный «привет» и зданию сберкассы Иванова-Шица на углу с Петровкой, и конструктивистскому дому напротив него.

Конечно, качество дома обеспечили во многом австрийские архитекторы с подрядчиком. Но и заказчик – исторически весьма любопытен. АО «Совмортранс» было образовано в 1989-м, а всего через два года отгрохало себе в центре Москвы такой домище. При том, что у него – в отличие от Белинского – было что украсть, оно не стало кичиться богатством: никаких бессмысленных понтов в здании нет.

Поэтому и сегодня пройти мимо него не стыдно.

мнение архитектора

 Владимир Колосницын:

Мы начали «Совмортранс» в 1991 году. Прошли кучу комиссий охранных. Там же был дом Белинского. Но его еще раньше снесли. Сначала наш дом был  двухэтажным, потом трех, но в итоге пошли на поводу у заказчика. Обеспечили ему максимум площади: 11 тысяч квадратных метров. В плане он сложный, разный, рваный. Но нам повезло: и рабочку делали австрийцы, и строили они же. Балконы такие откуда? Дом длинный - 80 метров - надо было его как-то разбить. Ну и потом, это же совместные морские перевозки: значит, корабль. Хотя, пока делали, не думали, что корабль, что вообще какой-то образ нужен. Просто знали, что архитектура должна быть современной.

Из интервью Николаю Малинину, 18 октября 1999

мнение критики

 

ваше мнение