Культурно-деловой центр с малой сценой театра «Современник»
Проектная организация: архитекторы асс
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение


культурно-деловой центр с малой сценой театра "Современник"





Boulevard Ring Office Building
адрес: Чистопрудный бульвар, 17
архитекторы: Евгений Асс, Кирилл Асс
инженер: Андрей Корнилов
рабочее проектирование: «Гипрокон»
конструктор: "Гидроспецпроект"
заказчик: ООО «Колизей 3»
подрядчик: ООО «Мартин»
2004

наше мнение

Ни у кого из русских архитекторов нет такой короткой фамилии. И ничья другая фамилия не проговаривается столь явно о профессиональных качествах своего носителя. Евгению Ассу просто суждено было стать главным минималистом России. И он им стал. Хотя и построил тоже минимально мало. Несколько отменных загородных домов, квартир, стильный вестибюль офисного центра «Чайка Плаза 4». А вот объемов в городе Асс не строил уже лет 30 - хотя ранние его вещи (вместе с Александром Лариным) были чудо как хороши. А аптека в Орехово-Борисово, чей фасад представляет из себя громадный красный крест, считалась едва ли не главным шедевром ранних 70-х. Все последующие годы Асс думал, писал, заседал, читал лекции, вице-президентствовал в Союзе архитекторов, делал выставки, придумал конкурс «Золотое сечение», воспитал массу достойных учеников. Короче, снискал себе славу самого умного русского архитектора.

Понятно, что из такой позиции стартовать заново очень сложно. От человека, который всех учит (и делает это весьма уверенно), все ждут чего-то сверхъестественного. А подстерегают его препоны самые банальные: требования Охраны памятников, капризы заказчика, желание всех на всем экономить, выжимая при этом максимум выгоды. И каким бы ты асом не был, обойти эти рифы так же сложно, как и любому другому смертному. Главная проблема, которую в нашем городе не удалось решить еще никому, называется словом «новодел». Известно, что в целях лучшей сохранности исторической среды в Москве принято старые дома ломать, а потом строить их заново - из бетона. Ну, чтобы не пришлось их через 10 лет снова ремонтировать. Чтобы ремонтировать через 30. А современные объемы дозволяется возводить только за их спинами. В результате мы имеем не город, а конкурс красоты в доме для престарелых: на переднем плане толкутся напомаженные бабульки, а те, что постройней и посимпатичнее, затолканы в тень.

Вот и Ассу вместо того, чтобы вывести на бульвар внятное современное здание, пришлось «воссоздавать» (по фотографиям!) двухэтажный особняк первой трети XIX века, а уже за ним возводить 6-8 этажное офисное здание переменной этажности и крайне сложное в плане. Тем не менее единый ритм сложился: панорамные окна «задника» являют собою перевернутые окна «передника». Хорошо подыгрывает ритму и и контраст фактур: штукатурность первого и металлические панели «рейнобонд» второго. А сплошь остекленный верх деликатно решает «проблему роста». Да и сам объем, благодаря подчеркнутой горизонтальности словно бы «плавающий» посреди разнохарактерной исторической застройки, тоже выглядит вполне достойно. Как и полагается дому «второго ряда» - спокойно и нейтрально.

Все это было бы совсем неплохо, если бы в здании не было театра. Театр же - знаковое общественное место - хочется все же как-то вычленять глазом. Впрочем, и это тоже примета времени. Просто так театр построить дорого, поэтому строятся они нынче в Москве «с нагрузкой» - в виде офисов и магазинов (как центр Мейерхольда) или жилья (как комплекс СТД на Страстном). В принципе, когда функции перемешиваются, это нормально: на то он и город. Другое дело, что театр в такой ситуации становится, как правило, незаметен вовсе. Впрочем, в нашем случае наличествует дивный дом Романа Клейна - бывший кинотеатр «Колизей» (1914 год) и нынешний «Современник». «Перешибать» который чем-то эффектным было бы неразумно. А вот соединить изящной «паузой» с малой сценой было бы здорово. Каковую «паузу» Асс и спроектировал, но, увы, не воплотил.

И тем не менее определенное соответствие формы содержанию получилось. «Современник» - театр легендарный, но главная слава его осталась все-таки в 60-х. Ходят сюда сегодня в основном по привычке, скорее посмотреть на любимых актеров, нежели за художественными откровениями. Поэтому вполне логично, что у главной сцены - неоклассическая полуротонда, а у малой (где полагается творить, выдумывать, пробовать) - ни к чему не обязывающий современно-нейтральный облик. Получится - слава никуда не денется, а не получится - сдадут под какой-нибудь шоу-рум. В конце концов, церковь не в бревнах, а в ребрах, как говорили старообрядцы, и театр, надо полагать, - там же.

Николай Малинин. ТЕАТР ПОЧТИ НЕ ВИДЕН. «Штаб-квартира», 2004, № 4 (20)

мнение архитектора

 Комплекс зданий состоит из трех относительно независимых объемных и функциональных элементов - двухэтажного воссоздаваемого здания XIX века на "красной линии" Чистопрудного бульвара, двухэтажного театрального блока в разрыве между историческим зданием и главным корпусом театра "Современник", и 6-8-ми этажным зданием офисов с увеличением этажности в глубину владения.
Архитектурное решение исторического здания основано на эскизном проекте воссоздания фасада, разработанном ЦИГИ.
В то время как объем реконструируемого здания XIX века представляет масштаб и характер исторической застройки, новое здание поддерживает высотные параметры соседних строений и сложившейся застройки ХХ века по линии бульвара и внутри квартала. Объем 6-8-ми этажного офисного центра трактован как самостоятельное, отдельно стоящее здание второго плана застройки. Вместе с тем оно композиционно увязано с историческим зданием благодаря тому, что его передний фасад располагается точно в створе воссоздаваемого особняка.
[- образная форма офисного центра определят многоплановую, эшелонированную структуру всей объемной композиции со ступенчатым развитием по высоте от "красной линии" в глубину квартала. Значительный отступ повышенной части от линии застройки позволяет расчленить крупную форму здания и более органично адаптировать ее к окружающей застройке.
Фасад этого здания, отделанный матовыми облицовочными панелями светлых тонов с равномерным ритмом оконных проемов, имеет подчеркнуто фоновый, нейтральный характер, который поддерживает классический декор исторического особняка и здания театра "Современник".
Восьмой и частично седьмой этажи, с целью визуального облегчения верха и придания объема, решены в сплошном остеклении с преобладанием горизонтальных линий. Такое контрастное и в то же время нейтральное решение позволяет зафиксировать естественную паузу в линии застройки и избежать стилистического и масштабного конфликта между соседствующими зданиями.
Одновременно такой современный, технологичный фасад подчеркивает экспериментальную направленность театра.

http://www.coliseum-3.ru/rus/architect.htm

мнение критики

Страничка здания на сайте строительной фирмы:

http://www.coliseum-3.ru/rus/about.htm

 

ваше мнение