Теннисный центр в Кунцево
Проектная организация: Мастерская Асадова
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение


Теннисный центр в Кунцево

Теннисный центр в Кунцево
Теннисный центр в Кунцево








Спортивно-оздоровительный теннисный центр «Оlympic Star»
Рублевское шоссе, 10
Проектная организация: «Моспроект-2», мастерская Асадова (№19)
Архитекторы: Александр Асадов, Александр Ларин, Евгений Косыгин, Александр Рождественский, Я.Миронова, Андрей Асадов, В.Демкин, Л.Фрольцова
Инженеры: А.Небытов, Г.Марова
Конструктор: А.Натаров
Спортивный технолог: А.Шабайдаш
2002

наше мнение

Когда этот объект начинали проектировать, теннис был статусным спортом: в него играл Президент. И все чиновники, невзирая на вес и комплекцию, мучались у стеночек, нанимали тренеров, закупали оптом белые носочки. Впрочем, шлейф элитности тянулся за теннисом еще с советских времен: тогда это была такая же принадлежность красивой жизни, как черная «Волга» и черная икра. В проекте, однако, не было ни помпезности, ни понтов – и этим он всех страшно очаровал. Получил приз «Золотое сечение» и непрерывно публиковался.

Как делать небольшой спортивный центр тогда никто еще не знал, типология отсутствовала. Но два первых громких проекта теннисных центров (второй – Владимира Плоткина на Ленинградском шоссе) продемонстрировали единство мысли: ближе к земле, товарищи. Оба здания стремятся всячески замаскироваться, представляясь со стороны города большим зеленым холмом. Создание переходного (от города к природе) искусственного ландшафта давно уже стало хорошим тоном во всем мире, тем более, когда речь идет о спортивных сооружениях. Казалось, модная во всем мире эко-архитектура начала победное шествие и по России.

Оба здания максимально закопаны в землю, оба – треугольники в разрезе, к дороге обращенные низкой частью и вырастающие в сторону природы: у Плоткина – к реке, у Асадова – к парку. Понятно, что эти фасады максимально остеклены, чтоб природу было видать. Сюда же обращены разнообразные террасы, балконы и мостики, что наводит на мысль о даче. Ведь действительно, кроме спорта, здесь масса других радостей: сауны, рестораны, кафе. И, как известно, многие посетители спортцентров этим и ограничиваются. :)

Сквозь холм пробиваются световые фонари (у Плоткина – овальные, у Асадова – треугольные), впрочем, гораздо более скромные, чем стеклянная «ракета» в дельфтской библиотеке «Меканоо». А на крыше у обоих зданий предполагался натуральный газон. Этот сюжет – трава на крыше – стал очень популярен в то время, невзирая на реалии отечественного климата. Ссылались на скандинавские страны, где подобный ход – отнюдь не рекламный трюк, а защита от переохлаждения (тогда как в теплых краях он защищает от перегрева). Уверяли, что сложного ничего нет: чтобы травка росла, достаточно всего 7 сантиметров грунта, под ним – изолирующий слой, сквозь который корни не прорастают. И остается только поливать и убирать. Да косить.

Но почему-то травка прорастала на московских крышах очень редко. Ну, у «Газпрома» это получилось, в штаб-квартире на улице Наметкина. У того же Асадова – на крыше здания Библейского общества. Но там всего 150 кв. метров, тогда как в Кунцево планировалась целая тысяча. В общем, понятно, что придумать и даже реализовать в России можно почти все, а вот эксплуатировать – очень мало чего. Чем же кончилось дело? Центр построили, а травы на крыше так и не появилось. Может, оно, конечно, пустяк, главное ведь, что люди здоровье поправляют. Но в отсутствие этого сюжета архитектура здания как-то разом померкла. И, получив «Золотое сечение» как проект, закономерно осталась без премии как реализация.

При этом собственно архитектура здания никак не изменилась. Свободная ассиметричная композиция: таких форм в Москве еще не было. Упругая кривая главного фасада, повторяющая линию улицы: не только логично, но и удачно. Яркие синие «пеналы» двух главных корпусов: не хай-тек, конечно, но жизнерадостный «пром». Набор разномастных объемов, бурно выпирающих с заднего фасада: просто какой-то санаторий в Крыму с остатками камнепада. Контраст брутальной облицовки (колотый камень), стекла и синего металла: метафора природы, города и человека.

А главная пространственная затея – овальная прорезь в крыше, становящаяся сначала парадным входом, а затем – атриумом вестибюля, сработала просто прекрасно. Ощущение, что ты сначала взбираешься на гору, потом проваливаешься в пещеру, но при этом вид из этой пещеры все равно как с вершины горы. Света здесь много, при этом проникает он со всех сторон, кладя на стены самые фантастические тени. Природные настроения поддерживают деревянные стропила атриумного перекрытия, обилие зелени как внутри, так и снаружи – за громадными витражами. Легкий приятный привкус оранжереи, не сказать – ботанического сада.

И снится нам трава, трава на доме…

Николай Малинин. АРХИТЕКТОРАМ СНИТСЯ ТРАВКА. В московском зодчестве образовалась партия «зеленых». «Независимая Газета», 15.12.2001

мнение архитектора

Построенный на Рублевском шоссе в Москве, спортивный комплекс расположен на границе двух сред - городской и природной - и задуман как переходное звено между ними. Основной объем помещений скрыт под пологим холмом с естественным грунтом (площадь газона - 3500 кв. м). из которого выступают лишь прямоугольные «пеналы» теннисных кортов. Через овальную площадь посетитель попадает на Средний уровень комплекса, расположенный над раздевальной зоной, Отсюда можно пройти к четырем теннисным кортам (один из которых предназначен для посетителей уровня vip и находится этажом выше), бассейну с двумя ваннами, площадкам для сквоша, залу для занятий аэробикой, хореографией и бодибилдингом, а также косметическому салону и фитнес-клубу. Подземная автостоянка, рассчитанная на 90 машиномест, бильярдная с баром и боулинг на 8 дорожек размещены в цоколе. На кровле теннисных кортов расположены открытые игровые площадки, а в центральной части - «осколки» световых фонарей. Выбор в пользу свободной асимметричной композиции, построенной по принципам «зеленой» архитектуры, призван облегчить восприятие существенного по своим размерам сооружения, сделать его сомасштабным окружающей природной среде, гармонично вписанным в нее.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТЕННИСНЫЙ ЦЕНТР В КУНЦЕВЕ. «Проект Россия», № 27 (апрель 2003)

Страничка здания на сайте мастерской Асадова:
http://www.asadov.ru/!buildings-rus.htm


Александр Асадов:

- А в кунцевском спорткомлексе?

- Там мы хотим соорудить на крышах настоящий травяной ковер, реальный, дышащий. А кроме того, пытаемся утвердить такую архитектуру, которая не выпячивается, а трамбуется, размазывается, расплавляется в среде. Ведем борьбу за стеклянные фасады из трехметровых, а не двухметровых стеклопакетов: там все залы открыты в лес, и если стекло будет таким, какое мы хотим, то у посетителя создастся ощущение разряженного пространства, полета.

Николай Малинин. КАМЕННАЯ МУЗЫКА СЕТИ. Интервью с Александром Асадовым. «Независимая Газета», 23 марта 2001

Александр Асадов:

- Но разве же не обидно, когда так много придумано, и так немного реализовано? Или когда из проекта уходит ключевая идея - как было с теннисным центром в Кунцево, где так и не удалось сделать крышу-газон?

- Обидно, тем более, что трава благополучно растет на других наших крышах - например, на доме Библейского общества. Там,  правда, 150 кв. метров, а не 1000, но все равно в этом нет ничего сложного. Достаточно 7 сантиметров грунта плюс изолирующий слой геотекстиля. И система полива тоже очень проста: стоят на краях форсуночки, кнопку нажимаешь и все поливается. Остается только убирать и косить. В холодной Финляндии очень много таких крыш: потому что если на юге это защита от перегрева, то на севере - защита от переохлаждения. Но вообще с возрастом легче впитывать чужие идеи, принимать их, развивать, порой даже менять направленность проекта...

Николай Малинин. ГОСПОДИН ДЕ`КОНСТРУКТОР. Интервью с Александром Асадовым. «Штаб-квартира», 2004, № 11
Полный текст интервью:
http://archi.ru/press/malinin/m_shtb_11_2004_03.htm 

мнение критики

Григорий Ревзин:

Александр Асадов получил «Сечение» за то, что впервые закопал свое здание - теннисный корт в Кунцево - в землю, и вместо стен у него травка. Так уже двадцать лет делают в Европе, но в России этого не было.

Григорий Ревзин. «ЗОЛОТО» ЗА МОЛЧАНИЕ. «Коммерсантъ», 13.12.2001

Г. Есаулов:
 
Кунцевский спортивно-оздоровительный теннисный центр расположен на 1-й Крылатской улице у южной границы Суворовского парка, на территории историко-культурного памятника - усадьбы Кунцево. Треугольная площадка, в 1970-х годах использовавшаяся как строительная свалка, стала местом реализации одного из проектов экологической программы Москвы. Само назначение центра предопределило его близость природе. Создание архитектурного комплекса требовало особого подхода, так как задачи проектировщиков были жестко ограничены природоохранными требованиями. Проектирование здания центра велось в 1998-2001 годах, строительство осуществлено в 2001-2002 годах.
Общее планировочное решение спортивного центра отличается компактностью застройки в пределах нарушенного ландшафта и отвечает требованиям задания по расчистке территории от технического мусора. Проведены работы по восстановлению опушечной части леса, ее озеленению. Планировочной схемой предусмотрены удобные подъезды и подходы к центру, а также в подземное пространство и надземную автостоянку.
Энергичная кривая линия плана здания, выходящая на 1-ю Крылатскую улицу, подобно тетиве лука, направляет ось овала входного двора, закрепляя градостроительную ситуацию и смягчая контраст форм архитектуры и паркового массива. Авторы создают оригинальную композиционную систему: плавные линии постройки граничат с городом, параллелепипеды теннисных кортов словно врезаются в лесной массив. Объединяет их масса зеленого холма, волной поднимающаяся в сторону леса и покрывающая объемы кортов. Мягкая пластика силуэта холма, контрастируя с жесткой геометрией теннисных кортов, создает индивидуальный архитектурный образ, «привязанный к земле», обладающий «местным» характером.
Необходимость сохранения природного окружения побуждает авторов максимально использовать подземное пространство - как для размещения обслуживающих помещений, так и для объектов отдыха и спорта. Общая площадь здания - 13000 м2, в том числе подземная часть - 5250 м2; объем здания равен 77000 м3. Новизна рекреационной постройки заключается, прежде всего, в типологическом наборе помещений. Разработанное объемно-пространственное решение объекта обеспечивает четкое функционирование различных спортивных сооружений.
Вход в центр осуществляется через овальный двор вестибюля-фойе, где размещен бассейн с каскадом воды. В композиционной идее этого узла прочитывается близость замысла архитектуре Алваро Аалто - мастера оригинальных произведений, проникнутых поисками гармонии человека и природы. Авторы трансформируют излюбленный Аалто прием полуоткрытого дворика как промежуточного звена между интерьером и внешней средой, вокруг которого строится вся пространственная композиция.
На этом уровне здания, кроме вестибюля, размещены информационный центр, демонстрационный зал, кафе, детская комната, бодибилдинг и теннисный VIP-корт. Активно используется кровля здания. Так, на крыше теннисных кортов расположены открытые игровые площадки, соседствующие с зеленью холма, пронизанной лежащими в ней «кристаллами» фонарей. Вообще организации освещения авторы уделяют большое внимание, используя различные формы и конструкции световых проемов: от витражного остекления до «осколков» зенитных фонарей. Светом выявлена пластика конструкций и многообразие пространств центра.
В полной мере авторы следуют девизу основоположника органической архитектуры Ф.Л. Райта : «Реальность здания не стены и крыша, а внутреннее пространство, в котором живут». Особенностью спортивного центра является обманчивость его внешнего облика: основной объем помещений скрыт под пологим холмом с естественным грунтом. Как замечает главный архитектор проекта А.Д.Ларин: «У дома есть секрет: он кажется намного меньше, чем есть на самом деле, это понимаешь только, когда по нему ходишь».
Опускаясь ниже уровня земли, попадаешь в пространство «завода по наращиванию мускулатуры». Здесь царство спортивных объектов: большой и малый бассейны, джакузи, зал фитнеса, три теннисных корта, сквош. Тут же расположены раздевалки всего комплекса, ресторан, автостоянка VIP-зоны.
Стеклянные, сетчатые и тканевые перегородки, разделяя функциональное пространство центра, сохраняют зрительное единство перетекающей внутри холма непрерывности. Открытые лестницы и лифты связывают все уровни, обеспечивая ритмичное функционирование объекта.
На нижнем уровне, отметка - 3,30 м, расположена игровая часть: боулинг с восемью дорожками, бильярд, а также сауны и бани, связанные с бассейном. Здесь устроено кафе, примыкающее к игровой части, размещена основная автостоянка на 90 машин и группа технических помещений.
Авторы отмечают, что комплекс, расположенный «на грани двух сред - города и природы, является промежуточным звеном между ними». Ясность объемно-пространственного решения спортивного центра, сдержанность в использовании архитектурных форм - все решено в русле минималистской стилистики, сочетающейся с неоконструктивистскими поисками.
Простотой и изысканностью отличаются материалы постройки: монолитный бетон и металл, голубого и синего цвета витражи и облицовка стен, белый металл конструкций в интерьере. В отделке использован естественный камень (доломит, гранит), дерево (сосна), трава...
Живую траву планируется высадить на всю поверхность холма. Вероятно, это одна из первых в российской архитектурной практике «зеленых крыш», столь явно, программно заявленная как составляющая архитектурного образа.
В целом это произведение обозначает новый баланс «техно» и «эко». Очевидно, что установка авторов на создание объекта в экологически ценной среде стала убедительным творческим импульсом. Девиз А.Д.Ларина «Я проектирую место, а не дом, что-то добавляя, убирая, переосмысливая, выращивая», получил новую интерпретацию в вечном поиске гармонии человека и природы, технологии и искусства. 

Г.В.Есаулов. НА ГРАНИЦЕ ГОРОДА С ПРИРОДОЙ. «Архитектура и строительство Москвы», 2003, № 1

ваше мнение