Офисное здание на Долгоруковской улице
Проектная организация: Моспроект-2, мастерская № 14
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Офисное здание на Долгоруковской улице. Фото: Юрий Пальмин

Офисное здание на Долгоруковской улице. Фото: Юрий Пальмин

Офисное здание на Долгоруковской улице



Офисное здание на Долгоруковской улице

Офисное здание на Долгоруковской улице
Офисное здание на Долгоруковской улице
Офисное здание на Долгоруковской улице



Офисное здание «Садоавя Плаза»
Адрес: Долгоруковская улица, 7-9
Проектная органзация: «Моспроект-2», мастерская № 14
Архитекторы: Павел Андреев, Владимир Ковшель, Вячеслав Солонкин
Инженеры: Борис Шафран, Виктор Парнес
Заказчик: Е + К Девелопмент и менеджмент Ш.А.
1997 – 2001 

наше мнение

Этот дом считается одним из лучших образцов московского нео-ар деко. Но это не имитация стиля, а, скорее, размышление о нем. Или даже воспоминание - о том контексте, в котором ар деко существовал. А это – война, порядок, коммунальный быт и легкие вольности для победителей. Отсюда – защитный цвет гимнастерки, иерархическое построение дома пирамидой, «шанхай» остекленных террас и чуть заметный сдвиг фасадных плоскостей. Который мотивирован уже тем, с чем в сталинскую эпоху не посчитались бы: разнобоем городских перспектив.

Николай Малинин 

мнение архитектора

Административное здание расположено в самом центре Москвы, в квартале исторической застройки, формирующей ее стилистический контекст - в частности, с юга к участку застройки примыкает жилой дом, построенный Ильей Голосовым. Новое здание поставлено по красной линии Долгоруковской улицы. Для разноэтажного (7-14 этажей) здания общей высотой 52 м принято ступенчатое решение силуэта, увязывающее его с контекстом существующей застройки.
Два подземных зтажа здания предназначены для парковки автомобилей. В первом этаже проектировался небольшой магазин-бутик и 1 ярус двухэтажного кафе на  50 мест. Остальные этажи предназначены для офисов.
Здание спроектировано с центральным ядром из 6 лифтов и 2 лестницами. Общая компоновка предусматривает обеспечение максимального выхода площадей для автономной аренды.
Фасад здания симметричен относительно центральной оси. Его центральная часть ориентирована вдоль линии исторической застройки, а боковые части - вдоль фасада голосовского дома. Центральная часть здания решена как вертикальная доминанта, боковые - уступами от плоскости фасадов. Дворовый блок выстроен с понижением до 7 этажей в сторону исторической застройки. Фасады выполнены в пропорциональном единстве с голосовским домом, с восприятием и развитием его членений и пластики, с применением карнизов и архитектурного декора.
Нижние этажи здания отделаны каменной рустовкой по штукатурному фону. Верхние этажи центральной части оформлены остекленными витражами. Во внутренней и внешней отделке здания предусмотрено использование естественного камня - гранита и мрамора.

«Проект Россия», № 24 (июнь 2002)

Павел Андреев:

- Я недавно объехал свои постройки и понял, что у меня как раз много одинаковых приемов. Понял, что для меня самое главное - это угол дома. Еще люблю большие карнизы. Дом без цоколя, как говорил Николай Николаевич Уллас, - это «дом босиком», а дом без карниза - это «колбаса за 2.20; кончили резать, потому что наелись»...
Конечно, мы тоже ошибаемся, не все можем предусмотреть. Не хватает знаний, практики, времени. Служба эксплуатации этого дома жалуется, что окна мыть трудно. Карнизы большие, и альпинистам приходится раскачиваться, чтобы зацепиться за оконную раму крюками, а штапики отрываются! Но я делаю карниз, потому что штукатурный дом не стоит без карниза. Можете себе представить особняк Рябушинского без карниза? Когда заказчик приходит, он же хочет, чтоб под модерн было, чтоб красиво. А карниз помыть не может!
Я понимаю, что дом на Долгоруковской критикуем, но он мне нравится. Там много конструктивистских настроений. Я с большим трудом заставил себя не уделать деталями фасадную стену. А ось развернул просто потому, что Долгоруковская улица имеет одно направление, а голосовский дом стоит чуть в другом: поэтому одна координата в его положении, а вторая - в ее. В одном случае это усиливает перспективу, а в другом - меняет.

АРХИТЕКТОР ПАВЕЛ АНДРЕЕВ: «НЕ ДЕЛАЮ АРХИТЕКТУРУ НАЗЛО». Интервью Николая Малинина. «Штаб-квартира», 2004, № 6 (22) 

мнение критики

Евгения Микулина:

Исторические реминисценции классики в ее «сталинском» варианте раздражают критиков и архитекторов, но обычно нравятся людям. Профессиональный взгляд раздражает многое. Популярность в массах - первейшее доказательство «потакания плебейским вкусам» и архитектурного ширпотреба. Кроме того, эти здания редко оказываются архитектурно хороши: нет в них ни пропорциональности построения общей массы, ни подлинного качества детали - нарисованной или воплощенной. Архитекторы - тоже люди, и им обидно видеть скверную реплику хороших вещей, и не смешно, когда маляр негодный им пачкает Мадонну Рафаэля. Потому что для всякого русского, бывшего советского, человека «сталинские» дома - веха времени, когда вода была мокрее, масло легче мазалось и ступеньки были не такими крутыми: памятник противоречивой, но великой эпохи. И потому сам факт, сама идея строительства новых «сталинок» не вызывает, между прочим, нареканий. Возмущает то,что плохо получается.
Но плохо получается не всегда. Мы публикуем три объекта, авторам которых удалось поймать сходство с «настоящей сталинкой». Каждый из них разрабатывает эту стилистику по-своему, не стремясь к созданию фундаментальной «неоклассики», но по-разному интерпретируя прототипы.
Тонко прорисованные детали и остекленный пояс лоджий административного здания на Долгоруковской улице мастерской Павла Андреева вызывают ассоциации с постройками в стиле ар деко, сходство которого со сталинским стилем недавно стало предметом профессиональных дискуссий. Место для постановки здания - самое что ни на есть «сталинское»: центр, Садовое кольцо, совсем рядом - Триумфальная площадь. Слева - дом, построенный Ильей Голосовым. Он стал главным вдохновляющим элементом. Голосовские пропорции, сочетание простых геометрических объемов, угловые остекленные лоджии, голосовский полуцилиндр на заднем фасаде - именно эти вещи определяют общие массы дома и, соответственно, общее приятное от него впечатление.
Осознанно или нет, но авторы и в разработке декора следовали концепциям Голосова. Переосмысливая конструктивизм и переходя к упражнениям с классикой, тот в свое время обращался не к Ренессансу, а прямо к древним римлянам, справедливо полагая, что их имперская мощь лучше подойдет к советской архитектурной идеологии. И у Андреева сочетание бледно-зеленых стен с терракотовыми, красно-глиняными карнизами вызывает ассоциации определенно римские, как и сама форма этих карнизов. Что-то в них есть от музейных керамических черепков. Это римский дом - но не парадный и с колоннами, как на Форуме, а один из тех многоэтажных доходных корпусов с длинными коридорами и жилыми клетушками, которыми были застроены обычные улицы Вечного города. «Пойман» образ большого городского «уличного» здания. Хотя, при столь серьезном значении детали и уважении к контексту, можно было еще поработать с вертикальными членениями фасадов: они ну никак не желают сочетаться ни с одной горизонталью голосовского дома. Что несколько портит песню.

Евгения Микулина. АЗБУКА КЛАССИКИ. «Проект Россия», № 24 (июнь 2002)

См. также:

Григорий Ревзин. ВОЗВРАЩЕНИЕ АР ДЕКО. «Проект Классика», № 7 (июнь 2003)
http://www.projectclassica.ru/m_classik/07_2003/07_classik_01c.htm

ваше мнение