Отделение Сбербанка на Волгоградском проспекте
Проектная организация: Мастерская Хазанова
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение



Здание сбербанка на Волгоградском проспекте. Фото: Николай Малинин




Здание сбербанка на Волгоградском проспекте. Фонарики

Адрес: Волгоградский проспект, 92
Проектировщик: «Курортпроект», мастерская Хазанова
Архитекторы: Михаил Хазанов, Людмила Топчеева
Конструктор: Нина Николаева
Инженер: Наталья Минина
Заказчик: С.Солоденникова
Подрядчик: «Естконде-Е» (Эстония)
1996

наше мнение

Отделение Сбербанка на Волгоградском проспекте - едва ли не первая крупная и полноценно концептуальная постройка Михаила Хазанова. Хотя начал он давно: еще в 1976 году (ему тогда было 25) построив на улице Плеханова небольшое, но очень эффектное и совершенно современное здание ателье. Потом - «бумажничал», работал в «Курортпроекте», делал гостиницы в Крыму, занимался городом. Небольшое количество сделанного - случай в наших палестинах не редкий, удивительно то, что Хазанов умудрился нигде не проколоться.

Сделать немного, но именно то, что надо - это случай русских конструктивистов, Мельникова, Леонидова. Они же - и главный источник хазановской архитектуры. Несколько окон в здании банка (в виде квадратов, стоящих на углах) - очевидный «привет» мельниковскому дому в Кривоарбатском. Да и сам принцип рациональности, экономичности - оттуда же. Правда, конструктивисты строили на рабочих окраинах клубы, а Хазанов построил банк. Но на банк он похож как раз меньше всего, скорее уж действительно - клуб, или выставочный павильон. Особенно - вечером, в эффектной подсветке.

Этот сдвиг семантики - одна из самых точных находок архитектора. Многочисленные банки последних лет дружно воплощали мощь, прочность, незыблемость (мой банк - моя крепость). Однако же, народная примета гласит: если банк строит громадный офис - жди разоренья. С кризисом 98-го года все эти монстры стали грустным посмешищем, а хазановский - не стал. Хотя бы потому, что здесь нет мощных глухих стен, наоборот - масса стекла, которая, наверное, метафоризирует мечту о том, чтобы финансовые потоки были абсолютно прозрачны.

Впрочем, некоторых примет воинственности банк не лишен: взять хотя бы суконно-зеленый цвет его стен, намекающий на военный френч. Но эта суровая зелень тут же разбавлена синим цветом портала, рам, водосточных труб. Мощь руста, который подымается от земли этакими дотами - скомпрометирована обилием стеклянных плоскостей; серьезная функция здания - легкомысленными шариками фонарей; а его жесткий рациональный фасад начисто меняется в интерьере на плавные изгибы столов, стоек, волнистые линии светильников и стульев.

Другой яркий пример по части контраста - это разница в восприятии масштаба сооружения: пока ты идешь к нему, оно кажется совсем небольшим, но стоит оказаться внутри входного портала и увидеть взмах железных колонн - как сразу постигаешь ошибочность первого впечатления.

Еще большим контрастом является само присутствие здесь подобного здания. «Юго-Восток - ненастная страна, сезон дождей здесь тянется полгода». Кузьминки - это не просто рабочая окраина, это один из самых задымленных, дешевых и непрестижных районов. От Волгоградского шоссе разит какой-то мучительной бездарностью: кондовое здание кинотеатра «Будапешт», дебильные башенки новостроек, череда хрущоб - и вдруг посреди этого уныния возникает оазис совсем иной жизни. Чудесное преображение банальной двухэтажки в полноценную современную архитектуру - достойный подтекст для той функции, которую выполняет здание: «Храните деньги в сберегательном банке - и ваша жизнь так же волшебно изменится!»

Едва ли справедливы намеки критиков на то, что этот дом вырвался в лидеры московской архитектуры (он занял седьмое место в «Московском Рейтинге») именно благодаря этому контрасту. Первый, мол, парень на деревне. Да, конечно, он не проканает на Западе, да, он отчетливо опирается на традицию. Но кайфа это совершенно не отменяет. Это такой хороший русский рок: честный, чистый, с драйвом, с сигаретой в руке и с хрипом в голосе. И то, что краска быстро пооблупилась, и буква «е» поломалась, да и то, что в нем есть что-то от колхозного рынка - все это свидетельствует только за то, что это «наше радио».

В этом здании работе Хазанов собрал все свои наработки. В его легкости и воздушности есть что-то от крымских гостиниц; ритм вытянутых окон заднего фасад был отработан в проекте виллы «Шиболет»; воспаривший железный портик с дугообразной крышей имеет прообраз в проекте «Дом-дельта» в Конаково; цветовые контрасты обыгрывались в подмосковном домике «корабельного стиля»; эффектный рисунок конструкций на крыше созвучен мачтам Центра современного искусства (неосуществленный проект 91-го года); ну, а московская традиция была замечательно отыграна Хазановым в восстановленном павильоне на Патриарших прудах.

Единственное, чего здесь не хватает из творческого багажа Хазанова - так это какого-нибудь лихого арт-объекта наподобие знаменитого стакана, накрытого хлебом. Этот стакан из литого стекла и термообработанного камня стал светильником на столбиках ограждения мемориала в Катыни.

Николай Малинин. БАНК КАК РУССКИЙ РОК. Выставка Михаила Хазанова в Центральном доме архитектора. «Независимая Газета», 9 апреля 1999 г.

мнение архитектора

Реконструкция и расширение типового двухэтажного здания, построенного в начале 70-х годов и лишенного каких-либо стилевых характеристик. Реконструкция здания включала в себя перепланировку, расширение и надстройку объема с целью увеличения площадей. Репрезентативность главного фасада, ориентированного на Волгоградский проспект, смягчена легкостью конструкций и «прозрачностью» стены. Вход для клиентов акцентирован сильно вынесенным козырьком, повторяющим дугу крыши. Служебный вход расположен со стороны фасада, выходящего во двор. Этот фасад носит камерный характер; беседка входа, вписанная в плавный изгиб стены, придает ему почти интерьерное звучание.

мнение критики

Дмитрий Фесенко:

Банковское строительство в Москве ширится с каждым днем. Новые здания банков выглядят этакими блестящими нашлепками на сером фоне типового однообразия. Волгоградское отделение Сбербанка, расположенное на одноименном проспекте, можно считать исключением из этого правила.
Волгоградский проспект в районе метро «Кузьминки» - это гигантские бетонные гиперболические поверхности дымящихся градирен, вертикали металлических груб и мачт линий электропередач, сверкающие сгустки переплетенных трубопроводов. …Фоном для них служат бескрайние открытые пространства железнодорожных перегонов и путепроводов и бесконечные корпуса промышленных зданий. В этом месте Волгоградский проспект пронзает индустриальный пояс столицы.
Жилая зона Волгоградского проспекта в 60-е годы была приговорена к пятиэтажной панельной застройке с типовыми учреждениями социально-бытового назначения - магазинами, сберкассами, почтами, школами, детскими садами и др. На этом фоне даже обыкновенный жилой дом, выполненный в лицевом кирпиче, смотрится как произведение искусства, а старый раскидистый тополь воспринимается как экспонат из Ботанического сада
Здание Сбербанка проходит по ведомству реконструкции и расширения. Однако, в действительности, архитекторы запроектировали новое здание, запрятав старую типовую коробку внутрь нового объема. (Подобные постройки в 60-70-е годы были широко растиражированы в новых районах Москвы, и большинство москвичей не раз и не два топталось в сером полумраке непритязательных помещений почт, сберкасс, магазинов). К четырем существующим модулям, выходящим на проспект, добавляется пятый. Развитие здания вглубь квартала следует ограничениям, связанным с условиями инсоляции соседнего пятиэтажного жилого дома.
Отвечая на особенности градостроительной ситуации, здание двухфасадно. Изящно изогнутый фронтон главного фасада с симметричными люкарнами по бокам, далеко, едва ли не на всю ширину пешеходной части, выдающийся металлический козырек-навес, вторящий очертаниям фасадной стены и опирающийся на тонкие квадратные опоры, легкий цилиндрический выступ главного входа, сверкающий стеклянными гранями и переходящий в эркер второго этажа, наконец, наклонные витражи, снимающие некоторую монотонность фасадной плоскости, - все это работает на образ респектабельного общественного заведения, доминирующего, несмотря на свои невыдающиеся габариты, в панораме улицы.
Боковые же и задний - «дворовые» - фасады намеренно лишены этого подчинения единому организующему началу; их отличает непринужденность появления неожиданных архитектурных эпизодов - будь то строгая по своим пропорциям ротонда входа для юридических лиц, легкомысленная стеклянная башенка, отмечающая местоположение кабинета управляющего, или цепочки ромбовидных проемов лестничных клеток.
Тема ажурных металлоконструкций, заданная козырьками главного и боковых входов, находит продолжение в легких фермах, переброшенных над боковыми, пониженными, крыльями здания и исполняющих функцию водостоков, а также тянущихся вдоль фасадов кронштейнах светильников. Визуальная доступность из рабочих помещений и непосредственная - с террас третьего этажа - делает эту авторскую находку внятной для рядового зрителя.
Помимо всего прочего, атрибуты современного технологизма связывают здание с привычным для восточной части столицы индустриальным окружением. Ультрамарин обильно используемого металла гармонирует с холодными зеленовато-серыми оттенками, характерными для отделки наружных стен (наряду со штукатуркой здесь применяется бетонный камень). Дефицит «фирменного» сбербанковского золота с зеленью, задействованных лишь в вывеске при входе, не выглядит авторским произволом.
Согласно первоначальному замыслу, атриум операционного зала, расположенный сразу за главным входом, пронизывал здание насквозь, на все четыре этажа. Бережное отношение к площади побудило ограничиться двумя. Выгодные виды открываются с галерей второго этажа, а также из комнат переговоров, находящихся по обе стороны от атриума, за галереями. Приближение фокуса делает очевидным известный разрыв между проектной концепцией здания, характеризующейся неброскостью и программным демократизмом, и обилием привлекаемых в пределах одного ограниченного по своим размерам пространства выразительных средств - от «сквозной» мраморной облицовки до несколько манерных стоек из карельской березы и живописи на банковскую тему (художник Илья Пиганов), образующей нечто вроде фриза, обегающего пространство атриума. Дизайнер, принимающий из рук архитектора эстафетную палочку, стремится запечатлеть свое присутствие.
Другой центр общественного притяжения внутри здания - конференц-зал четвертого этажа, возникший в результате «экономии ресурсов», на месте бывшего атриума. Фонари верхнего света, поддерживающие центральную ось и дающие мягкий рассеянный свет, криволинейная стена, плавно огибающая стол президиума, визуально расширяя пространство, скользящие силуэты ферм за ленточным окном, - все эти архитектурные события делают конференц-зал достопримечательностью здания.
И все же наибольшей авторской удачей оказывается кабинет управляющего, расположенный на втором этаже, в одном из боковых крыльев. Прежде всего благодаря остроумному зонированию, в основе которого лежат два приема: устройство криволинейной стеклянной выгородки, отделяющей деловую часть от интимно-реабилитационной, и пространственно-световая режиссура, когда с помощью стеклянной башенки, возвышающейся над рабочей зоной кабинета, оказывается маркированным мозговой центр данного учреждения.
Качество строительства, обеспеченное эстонской подрядной фирмой «Естконде-Е», не вполне привычно для российского глаза. Детали, как правило, останавливающие на себе взгляд – ограждения лестниц или  оконные профили -  выполнены едва ли не безупречно. Правда, кое-где заметен перебор с «золотом» - так, одна из лестниц почему-то удостоена латунных рэйлингов того же рисунка, что и все остальные, однако, это уже область компетенции дизайнера, работавшего вплотную с заказчиком.
В целом здание Сбербанка на Волгоградском проспекте можно расценить как очередной шаг в направлении сближения отечественного зодчества с мировым архитектурным процессом. В Москве эта интеграция происходит скорее вопреки, чем во славу, вдали от больших дорог, за пределами привычных маршрутов начальства - «огородами». Это традиционный российский путь...

Дмитрий Фесенко. Здание Сбербанка на Волгоградском проспекте. Интеграция в мировой архитектурный процесс происходит огородами. «Архитектурный вестник», 1997, № 3 (35)



 

ваше мнение