Жилой комплекс в проезде Загорского
Проектная организация: Резерв
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение







Адрес: проезд Загорского, д. 11
Архитекторы: Владимир Плоткин, Ирина Деева, Сергей Крючков, Иван Русских
Инженеры: Виктор Андреев, В.Поречный
Заказчик: ООО ФСК «Теско»
1998 – 2000

наше мнение

Это первая в Москве реализация чрезвычайно популярной на Западе идеи. Блокированные дома создают собственный микромир - внутренний двор, каковое понятие было у нас отменено в 50-е понятием «микрорайон»; дают такой же выход площади, как и средняя «башня» - оставаясь при этом приятно малоэтажными; объединяют в себе черты как города, так и деревни (каковой альянс греет душу многим): с одной стороны, это обособленное поселение, с собственной инфраструктурой и пространством (у половины квартир - отдельные входы), как правило, в зеленой зоне - то есть, «деревня», с другой стороны - корпуса стоят плотно, окнами в окна соседа, то есть, «город». Отметим сразу, что это окна кухонь и других подсобных помещений (главные комнаты смотрят в парк), и что именно эта плотность есть для растущего города шанс сохранить зелень и некую эмоционально-напряженную ауру, свойственную именно городу.
Но, будучи абсолютно рациональным, дом этот на удивление красив. Вроде бы именно такой вот математической красотой - сеткой многослойных фасадов, геометрией оконных переплетов. Однако, уже с торцов возникает эффектный хаос - комплекс разноэтажный (от пяти до семи этажей), разноцветный, окна разной формы и размера. Наконец, на одном из краев обнаруживается и вовсе залихватский модернистский угол - остро срезанный «нос» с застекленными террасами. И хотя возник он лишь потому, что по нормативам требовалось отступить на 15 метров от гаража, но именно он придает этому рационалистскому гимну привкус «ошибки», которая и есть искусство.

Иван Езерский. СМЫЧКА ГОРОДА И ДЕРЕВНИ. «Итоги», 27 июня 2000 

мнение архитектора

Владимир Плоткин:

- Идея сделать комплекс из блокированных домов тоже родилась от скуки?
- В проезде Загорского был длинный прямоугольный участок, ограниченный с одной стороны оврагом, с другой - парком, на котором заказчик хотел поставить две 14-этажные башни, повторив фактически дома на Звенигородской. Но мы решили, что башен хватит и предложили от них отказаться. Заказчик стал сомневаться, что без них можно выйти на заданный объем в 16 тысяч кв.м., и тогда я спросил: а что если мы выйдем на 20 тысяч? Так все и началось.
Это спаренная структура из пяти-семиэтажных корпусов, внутри которых - три уютных дворика шириной 18 метров (что есть ширина обычной городской улицы), окна квартир выходят на обе стороны (во двор - окна кухонь и ванных комнат), четкая ориентация по сторонам света, в блоках между жилыми корпусами - подсобные помещения, общие вестибюли и лифты, за счет чего достигается большая экономия площади, у части квартир - отдельный вход. В принципе - совершенно нормальная вещь в европейской практике, возьмите знаменитую улицу Эбби-роуд в Лондоне. Ничего сверхноваторского. Мы такое рисовали еще студентами.
- Почему же блокированных домов не было в Москве раньше?
- Не знаю. Говорят, что еще в 60-е годы, в экспериментальном квартале Чертаново Северное такого было задумано много, но построить не дали. Конечно, для этого нужна определенная градостроительная ситуация. А еще не нужно бояться полузакрытых пространств, окон, которые смотрят в окно соседа. В конце концов, мы ведь строим в городе.
- Но ведь это все-таки не центр, где высокая плотность застройки дана. Вот сейчас бюро «Остоженка» строит «блокировку» в Зачатьевском переулке - там такое решение кажется действительно едва ли не единственно разумным...
- Для меня это своего рода декларация: я люблю плотную застройку. Только так мы получаем полноценную городскую среду. Ведь неслучайно москвичи так дружно не любят свои микрорайоны и гулять, отдыхать, бродить - едут «в город». Нам сейчас в качестве идеала навязываются американские пригороды, куда средний американец всей душой стремится перебраться - подальше, мол, от Манхэттена. Но у меня есть известные сомнения в том, что человек, выросший в городе, готов променять его энергетически насыщенную ауру на деревенскую скуку.
И уж тем более город надо строить плотно, если мы хотим сохранить зеленые массивы. А что касается периферийности этого района - то превращение его в полноценный город неизбежно. Возьмите Париж: там сейчас юго-запад по плотности застройки ничем не отличается от северо-востока и оба они - от центра города; там вообще «центр» - понятие условное. В отличие от Лондона, который «размазан» до безумия.
- Но если тебе так нравится быть горожанином - ты покупаешь квартиру в центре. А если тебя кажется, что центр это гарь, пыль и шум - ты покупаешь дом в пригороде. Зачем же эта иллюзия города, вставленная в иллюзию пригорода?
- Этот дом ориентирован и на «город», и на «природу», но при этом обладает еще и дополнительным качеством - собственным микромиром, микросредой. Чем плохо вернуть понятие «двора», «своего двора» - который был в 50-е годы отменен понятием «микрорайона»? А все разговоры о том, что гуляющие по этим пустырям сквозняки благотворны, поскольку «проветривают» - чушь. Просто убирать надо лучше.
- А откуда в одном из блоков взялся эффектный срезанный угол?
- Там стоит несносимый гараж, от которого - по нормам - надо было отступить на 15 метров. Вот и все, никаких художественных сверхидей. Но вообще я действительно предпочитаю прямые углы. Чтоб туда стол можно было поставить.
- Каковы ваши критерии хорошего жилого дома?
- Все очень просто. Метры, которых должно быть много. Окна, которых тоже должно быть много (тогда можно делать любую планировку). Плюс правильно расставленные несущие конструкции (одна-две колонны на квартиру) и вертикальные коммуникации.
- А идея многослойного фасада - она откуда?
- Окружить фасад терассами было совершенно естественно, поскольку вокруг хорошие виды. Но когда мы начинали проектирование, еще нельзя было делать сплошное остекление. Дело в том, что весь ХХ век мы строили дома по нормам века XIX, позаимствованным к тому же у Германии. А немцы тогда открыли палочку Коха и вовсю с нею боролись, и полагали, что если в течение двух часов в комнате есть прямой солнечный свет, то палочка дохнет. И чудовищная планировка наших микрорайонов обусловлена именно этими нормами: нельзя было, например, делать каре, потому что тогда часть квартир обязательно оказалась бы затененной. Но сегодня-то, слава богу, наука на другом уровне! И потом, хотя остекленные балконы действительно скрадывают свет, можно ведь сделать окно побольше, а глубину комнаты - поменьше. Короче, пока мы строили, новые нормы по инсоляции появились и в России, так что теперь архитектор может спокойно проектировать остекленные балконы и не бояться, что жильцы сами кое-как все остеклят и испортят фасад.

ВЛАДИМИР ПЛОТКИН: "ГОРОД НАДО СТРОИТЬ ПЛОТНО". В жилое домостроение медленно, но верно приходит неомодернизм. Интервью Николая Малинина. "Независимая Газета", 15 июня 2001
http://curtain.ng.ru/arch/2000-04-28/6_plotkin.html 

мнение критики

 

ваше мнение