Офисное здание на Лесной
Проектная организация: Мастерская Бавыкина
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Офисное здание на Лесной улице. Фото: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов




Офисное здание на Лесной улице. Фото: Николай Малинин

Адрес: Лесная ул., 30
Проектировщик: Мастерская архитектора Бавыкина
Архитекторы: Алексей Бавыкин, Григорий Гурьянов, Андрей Долотов
Инженер: Алексей Кокошкин
Заказчик: издательский дом «Крон-Пресс»
Генподрядчик: фирма «Мартин»
1998 – 2001

наше мнение

Фантастически нехарактерный для Москвы дом.

Во-первых, по функции: частное издательство. Конечно, печатное слово имело тогда другой вес. Эпоха гласности только заканчивалась, а делать из слова деньги уже научились. Газетно-журнальный рынок процветал, к нему подтягивался издательский. Издательства плодились и размножались, однако, никто еще не осмеливался строить собственное здание: арендовали или работали в старых. Но «Крон-пресс» с самого начала заявил о себе как об издательстве с неординарными интересами. «Как свести с ума любовницу», «Университеты биржевого спекулянта», «Каннибализм», «Хроника появления инопланетян»,  «Кошерный секс»,  «Лечение детей нетрадиционными методами», «Гадание на свечах», «Сумерки нимф», «100 жизнеописаний геев и лесбиянок» - вот его главные хиты.

Ну, а чтобы подчеркнуть следование издательства великим традициям русского просветительства, надо было и во внешнем облике его здания эту преемственность как-то обнаружить. Но, к сожалению, история русского книгопечатания почти не связана в массовом сознании с какими-либо архитектурными образами. На Никольской, конечно, есть Печатный двор Ивана Федорова, но цитировать «Теремок» с его шатрами, наличниками и белокаменной резьбой – значило бы потворствовать «московскому стилю» Юрия Лужкова. Что было бы странно для частного издательства с таким свободолюбием во взглядах. И это вторая особенность здания – дом в историческом стиле, но без башенок.

За образец же было взято здание типографии газеты «Утро России» - знаменитая работа Федора Шехтеля на Страстном бульваре. Логика очевидна: как то здание знаменовало собою одно «утро» (предреволюционные настроения, зарождение демократии, расцвет печатного слова), так это должно было знаменовать собою «утро» следующее. Вокруг загибались дряхлые рудименты советского книгоиздательства («Наука» и «Просвещение», «Худлит» и «Политиздат», «Искусство» и «Радуга»), а на смену им шли молодые и энергичные «АСТ», «ОЛМА» и прочие загадочные аббревиатуры – и здание на Лесной должно было стать архитектурным первенцем новых сытиных. Правда, параллельно на Тверской-Ямской строилось здание газеты «Экстра М», но куда ее наивным одностишьям («верну мужа за три дня») до каннибилизма и кошерного секса.

Со зданием Шехтеля тут действительно много общего. Главную роль в композиции обоих домов играют громадные витражи, объединяющие три этажа. У Шехтеля витражей два, у Бавыкина – три, но кривая, превращающая витражи в арки, практически одинакова. И то, и другое здание венчает аттиковый этаж – у Шехтеля глухой, с логотипом издания, у Бавыкина – остекленный, со спаренными колоннами. Наконец, облицовка зданий тоже созвучна – хотя у Шехтеля это керамическая плитка, а у Бавыкина – лицевой кирпич. И это третья особенность дома: единственный в Москве 90-х случай, когда в качестве прообраза был избран т.н. «рациональный модерн», бывший фактически предшественником конструктивизма.

Но при всем этом в здании Бавыкина есть одна странность. То есть, странного-то в этом ничего нет: всякий архитектор обязан использовать данную заказчиком площадь по максимуму, и выжать из нее все, что можно. План дома определяет участок, а дом при этом, заметим, совсем не большой, по пропорциям – вполне шехтелевский. Отсюда возникает феерически острый угол, отражающий ромбовидный план здания. Казалось бы – что такого, мало ли в Москве острых углов и прочих домов-утюгов? Однако, этот угол придает зданию странный вид сплющенности. «Дом будто поскользнулся и стал складываться по диагонали, как коробка без дна, превращаясь в плоскость». Точно описав пространственное впечатление, производимое домом, критик Егор Ларичев тут же его и интерпретирует: «После разгона НТВ формой участка не оправдаешься. Понаедут всякие специалисты с Запада: «Вот она-де, метафора хрупкости свободного книгоиздательства!»

Ларичев язвил не зря. Не успел дом достроиться, как издательство «Крон-Пресс» разорилось, а здание было продано «Кристалл-банку». Та же участь, кстати, постигла и здание «Экстра М»: там поселился «Проминвестбанк» (а шехтелевское «Утро России» было в те же годы реконструировано под казино с рестораном). «Свободное книгоиздательство», правда, отнюдь не зачахло, да и здание на Лесной никаких радикальных изменений не претерпело - хотя, казалось бы, витринная прозрачность совсем не подходит банку, предпочитающему скрывать свои дела за мощными глухими стенами… Впрочем, деньги, как и книги, тоже печатают. В общем, в очередной раз выяснилось: что бы архитектор не строил – он строит банк.

Но при этом здание осталось (и в этом еще одна его уникальность) прекрасным автопортретом архитектора. В нем сошлись все фирменные приемы Бавыкина. Остроугольный план - как в «Инфобанке». Тонкие колонны-штыри верхнего яруса - как в «Уникомбанке» в Химках. Вкрапления красного цвета - как в жилом доме в Сокольниках. Миниатюрность объема - как в офисе телекомпаний на улице Мясковского. Сдержанный коричневый цвет - как во всей проектной графике Бавыкина. Ну а то, что все ухищрения по части создания образа пошли псу под хвост, тут он сам виноват. Ведь Бавыкин – не простой архитектор, а бывший «бумажник». И знает, что, как вы судно назовете, так оно и поплывет. И если сделать дом-ромб, похожий на бумажный кораблик – то понесет его по волнам так что мама не горюй. И хоть и называет Бавыкин сегодня «бумажную» архитектуру «глупостью», но ведь от «вчера» никуда не денешься.

Так что непростой это кораблик – не из газеты, а из бумаги вчерашней.

Николай Малинин 

мнение архитектора

Четырехэтажное здание расположено практически на перекрестке Лесной и Долгоруковской улиц, и является частью линейной застройки улицы Лесная. В подвале расположены банковские хранилища и автостоянка на одиннадцать машин. Надземные этажи - офисы банка. Сложная конфигурация здания в плане продиктована отведенным под строительство участком, нормативными отступами от соседних домов и подземных коммуникаций городского значении. Достаточно традиционный характер фасадов, облицованных кирпичом и декоративными вставками, отвечает пожеланиям заказчика. Несколько агрессивный левый угол здания - следствие планировочных ограничений.

Алексей Бавыкин:

- Откуда такая прихотливая планировка?
- Просто «отжимал» каждый квадратный метр. Поэтому он такой косой-кривой. Никакой философии.
- А я уж заготовил эффектный тезис про то, как Бавыкин заранее «строит» острые ракурсы - которыми архитектура обычно играет на фото...
- Да я б ни одного дома не построил, если б думал про ракурсы. И что я мастер острых углов - это полная ахинея!
- Что, неужели и Шехтеля не имели в виду с его типографией «Утро России»? Все-таки «Крон-пресс» это первое в Москве здание, строящееся как офис нового издательского дома...
- Да у меня с этим домом одни неприятности. Там все практические задачи решены как надо, но заказчику внешность дома не нравится: арки не те, колонны не те. Так что он его хочет продавать.
- Позволю себе, однако, считать это здание для вас программным – с художественной точки зрения…
- Да я просто рисовать не умею. У меня за отмывку всегда тройки были. И мышкой я тоже не рисую: молодые ребята быстрее это сделают. Чего мне с ними соревноваться, если они с 13 лет с компьютером блатыкаются? Зато картинки - они так не умеют.
- А кирпичик изящный «Крон-пресса» - разве не из модерна?
- Ну, возможно... Хотя вот питерский модерн совсем не люблю: достоевщина угрюмая. Узлы, детали - нет вопросов, на тысячу лет построено. Но в Троице-Сергиевой лавре я себя в тысячу раз комфортнее чувствую.

Интервью Николаю Малинину, 19 апреля 2000 г.
полный текст интервью здесь:
http://archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=1881

мнение критики

Егор Ларичев. ОШИБКА РЕЗИДЕНТА. «Независимая газета», 06.04.2001
http://curtain.ng.ru/arch/2001-04-06/6_mistake.html

ваше мнение

Гость | 3215 дн. назад
Хвастаться тройками сейчас очень модно. Но совершенно глупо. Жаль, что наши мастера берут моду на вооружение.
Жаль, что архитектор отказывается филосовствовать.
Жаль, что архитектура складывается не из мастерства, а из неумения рисовать, отмывать чертежи и прихотей владельцев денег.
Перейти к обсуждению на форуме >>