Стадион «Локомотив»
Проектная организация: Моспроект-4
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Стадион "Локомотив". Фото: Юрий Пальмин, Сергей Леонтьев




Стадион "Локомотив". Модель: http://www.postroi.ru/soft/?www_soft=loko






Стадион "Локомотив". Фото: Николай Малинин
Стадион "Локомотив". Модель: http://www.postroi.ru/soft/?www_soft=loko

Адрес: Большая Черкизовская улица, 125, стр. 1
Архитекторы: Андрей Боков, Дмитрий Буш, Сергей Чуклов, И. Бабак, К. Ланина, Н. Никифорова; при участии И.Афонина, О. Гак, Е. Рудакова
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш
Инженеры: М.Лившин, Павел Еремеев, А.Бузмаков, Е.Сватикова
Заказчик: Министерство путей сообщений
Подрядчик: Балтийская строительная компании
2001 – 2002 

наше мнение

 

мнение архитектора

Принадлежащий одноименному клубу новый стадион «Локомотив», первая чисто футбольная арена в России, вмещающая 30 000 зрителей и построенная в строгом соответствии с последними нормами европейской (УЕФА) и международной (ФИФА) футбольных федераций (новым стадионам предписывается иметь не менее 30 тысяч мест, оборудованных пластиковыми сиденьями, одна треть из которых должна находиться под козырьком). Стадион представляет собой шестиэтажное сооружение с двумя ярусами трибун (нижний ярус 20 рядов, верхний -17). Между верхним и нижним ярусами располагается остекленный этаж лож с двумя зрительскими рядами. Здесь впервые в отечественной практике можно наблюдать за спортивным соревнованием, сидя за столиком ресторана. Ярусы трибун разделены на четыре сектора, чтобы затруднить контакты между группами болельщиков соперничающих команд.
Между верхним и нижним ярусом предусмотрены разрывы для нормальной аэрации травяного покрытия. Газон оборудован системой дренажа, автоматизированным поливом и подогревом. Вокруг него устроен ров безопасности шириной 6 м и глубиной 3 м; расстояние от первого ряда до футбольного поля составляет около 8 м, что в современной практике строительства спортсооружений считается оптимальным для достижения наиболее благоприятного сценографического эффекта, а также эмоционально насыщенной соревновательной атмосферы. Компактная арена близка по своей структуре к традиционным английским аналогам - в своем кругу болельщики уже прозвали новый стадион «Англией». Помимо футбольных матчей на «Локомотиве» предусмотрено проведение концертов и других массовых зрелищных мероприятий. В этом случае на газон настилается сборный щитовой настил, для хранения которого в подтрибунном пространстве выделены специальные складские помещения.
Зрительские трибуны накрыты светопрозрачным навесом-кольцом площадью более 23 тысяч кв.м, изготовленным из трехслойных поликарбонатньх панелей, проармированных титановой нитью. Светопропускаемость конструкции не менее 85%, что создает наиболее благоприятные условия для инсоляции травяного покрытия. С внешней стороны навес опирается на колонны, расположенные по внешнему периметру здания, а с внутренней - через кольцевую балку подвешен за оттяжки к четырем вантовым цепям, которые закрепляются на угловых Л-образных пилонах (архитектурное анаграммирование «инициала» клуба) высотой 55 м.

«Проект Россия», № 27 (апрель 2003)

Дмитрий Буш:

- Человек, строящий такие классные стадионы, непременно сам должен быть если не спортсменом, то хотя бы болельщиком...
- Нет-нет, никакого отношения к спорту не имею. Никогда им не занимался и смотреть его тоже не люблю. Мне кажется, как раз хуже, если человек предвзято относится, болеет за кого-то. Меня же заказчики все время спрашивают «А ты за кого?». А когда я говорю, что не болею, они успокаиваются.
[…]
- Стадионы вообще красивы только с птичьего полета...
- Всегда трудно показать такой большой объем. Вот подходишь к Лужникам и идешь, идешь, идешь... Сориентироваться просто невозможно, не говоря уж о том, что вблизи форма не считывается. Поэтому всегда хочешь сделать структуру акцентированной. Чтобы были какие-то части, чтобы человек мог понять, где что...
[…]
- Но ведь стадион это вообще такой жанр, где функция остается неизменной. 22 человека, один мяч, и так из века в век. Что тут может архитектор, чтобы сделать что-то новое, интересное?
- Да, но то же самое и с театром, и с библиотекой, и с рестораном. Но есть же блестящие вещи. Например, Олимпийский комплекс Гюнтера Бениша в Мюнхене. Хотя, когда мы там были, выяснилось, что эксплуатировать всю эту красоту чудовищно сложно, дорого и неприятно. А стоимость, например, замены акрилового покрытия равна стоимости нового стадиона.
- Немцы мучаются, но все равно гордятся. Но как добиться от заказчика финансирования строительства стадиона, интересного с архитектурной точки зрения?
- Крупные спортивные объекты это такая вещь, которая не окупится никогда. Это надо понимать. Их во всем мире процентов 15 только окупается. Что бы там ни говорили владельцы. Поэтому их и стараются сделать многофункциональными. Поэтому мы и на «Локомотиве» закладывали систему матов, которые закрывают поле, раздвижную сцену. Но это осталось в мечтах.
- Но сейчас в спорт потекли большие деньги. И тем не менее есть ощущение замкнутого круга. Наш футбол не котируется, потому что мы плохо играем в кубках. Плохо играем, потому что не попадаем в ритм (у них сезон кончается, у нас только начинается). Не попадаем в ритм, потому что нет правильных стадионов, где можно было бы играть ранней весной и поздней осенью. Но стадионов нет, потому что никто не ходит. А не ходит никто, потому что футбол не котируется... Может ли архитектор решить эту проблему? Будут ли у нас, например, стадионы с раздвижной крышей?
- Раздвижная крыша это очень сложная конструкция. Но мало того, что тут должна быть миллиметровая точность, это же еще образ мышления людей, которые ее эксплуатируют. У японцев она будет работать, у итальянцев - не будет. И у нас не будет. Любая трансформируемая конструкция, да еще при габаритах в 200 метров, - это в архитектуре самое сложное, что только может быть. Сложнее только космический корабль.
Поэтому для России предпочтительнее стационарная крыша. Но она не дает возможности расти траве: солнечного света мало. А играть на искусственном газоне запрещают правила ФИФА и УЕФА. Что, в свою очередь, обусловлено интересами владельцев тех стадионов, где с травой все в порядке. Хотя разница, насколько я понимаю, не большая. Безопасность у нового поколения искусственных газонов та же. Как и отскок мяча.
- Ладно бы только крыша. У нас же даже крутизна трибун не может настолько большой, чтобы хорошо видеть поле...
- Да, когда мы делали «Локомотив», мы, как могли, старались приблизить арену к зрителям и улучшить ее обзор. Хотя на Западе разрешен и больший наклон трибун. Потому что таковы нормативы. 70-х, замечу, годов.
- Получается, что, идя навстречу запросам жизни, архитектор вынужден нарушать нормы. Хотелось бы думать, что он всегда знает, как надо. Но после падения аквапарка кредит доверия архитектору резко упал. Если раньше архитектор делал что-то красивое и завиральное, и конструктор говорил «потянет», им верили. Теперь, увы, не верят.
- Да, последствия очень тяжелые. Мы сейчас начинаем два стадиона, а конструкторы работать отказываются. При словах  «большепролетные конструкции» просто разбегаются. Но я должен сказать, что экономия и спешка (два главных врага нашей архитектуры) не имеют отношения к несущим конструкциям. Под давлением заказчика меняют фасады, отделку, перегородки, сантехнику... Несущие конструкции - никогда.
- Но кроме чисто человеческого страха, «Трансвааль» повлек и другую беду. Раньше именно такие сложные сооружения были тем жанром, где получалось прорвать архитектурную рутину. А теперь?
- А теперь при согласованиях режут все решения, которые хоть чем-то отличаются от учебника 40-х годов. В чем тут проблема? У нас же последние стадионы построены к Олимпиаде-80. Поэтому экспертиза частно сегодня сводится к нескольким рецептам: это можно, а это нельзя.
- Где же выход?
- Выход только в накоплении опыта. Когда в Корее к чемпионату мира строится 10 стадионов - это опыт. А когда мы строим один в 15 лет - это не опыт. Другое дело, что там поток, поэтому один стадион от другого не отличишь. Берется отработанная технология, порой даже готовые чертежи, вносятся небольшие изменения в фасад и в конструкцию козырька, все. А вот если это попадает новому человеку - Кендзо Танге или Херцогу с де Мероном - вот тогда получается вещь. Хотя и токийский комплекс Танге тоже весь в заплатках, а весь бетон оштукатурен...
- Ваши стадионы, хотя и разные, но все-таки узнаваемые. Например, везде применяются вантовые конструкции. Почему?
- Во-первых, ванты - конструкция легко контролируемая. Ее натяжение показывает специальный прибор. И в нашей ситуации - без опыта, без СНИПов, без умелых служб эксплуатации - это куда как надежнее. Во-вторых, расход материалов в два раза меньше. А в-третьих, хочется применить те конструкции, которые у нас не развиты. Хоть как-то приблизиться к мировому уровню. Ведь и в Корее и в Японии 80 % новых стадионов тоже на вантах. У нас же в основном применяются три конструкции: ферма, арка, купол. И редко-редко - мембрана. А это все набор конца 50-х. И четверть из того, что в мире применяется. И этот разрыв увеличивается - потому что наша промышленность производит только тонкие ванты, для лифтов. А толстые мы покупаем за границей. И нет смысла строить завод, если ванты нужны раз в 10 лет.
- А чем вы руководствуетесь, рисуя очередную дугу очередного стадиона?
- Исходим мы всегда из контекста. Сначала надо понять: прятать стадион или, наоборот, вытаскивать. «Локомотив», например, только сейчас стало видно, когда ларьки на площади снесли. А ККЦ вообще утопает в низине, поэтому мы там башню и рисовали. А сейчас начинаем реконструкцию стадиона «Торпедо»: его наоборот надо делать низким, чтоб не закрывал башню Дуло Симонова монастыря. И только после всего этого идет конструкция и выбор материалов.
- Я слышал, что и реконструкцию «Динамо» тоже вам поручат... Получается, что все стадионы в России строит Буш?
- Стадионы - это городские объекты, а мы - государственная контора. Поэтому они к нам попадают просто автоматом, тремя подписями. А если я «частник», мне стадион никогда не получить. Это же очень сложная работа.
- Правильно ли я понимаю, что это как раз ключевое слово в вашем интересе - «сложно»?
- Да. Это как игра, как спорт. Тебя ставят задачу, решить которую почти никто не может. Да еще решить так, чтобы это было интересно. Тут же построил - считай, что уже решил. А если удалось еще какое-то лицо - так это вообще...

Николай Малинин. ГЛАВНЫЙ ПО СТАДИОНАМ. Интервью с архитектором Дмитрием Бушем. «Штаб-квартира», 2004, № 7-8 (23-24)
Полный текст интервью:
http://archi.ru/press/malinin/m15062004c.htm 

мнение критики

Григорий Ревзин:

А рассматривая стадион "Локомотив" Дмитрия Буша и Андрея Бокова, один из английских гостей выставки (их, кстати, было около двухсот), заметил: "Уэмбли отдыхает", что было прямо-таки бальзамом на русское сердце, измученное комплексом неполноценности перед Западом.

Григорий Ревзин. ПЕРЕСТРОЙКА В ЛОНДОНЕ. «Коммерсантъ»,  7 марта 2002 г.
http://www.archi.ru/press/revzin/komm070302.htm

Денис Вдовин:

Открытие стадиона «Локомотив» можно назвать событием не только спортивной жизни Москвы, но и всей России. В нашей стране появилась арена, соответствующая всем международным требованиям. «Стадион, на мой взгляд, уникальный. Не вижу в нем отрицательных моментов. Хотелось бы придумать, но их нет. Сюда приятно будет приходить и смотреть футбол. Еще несколько таких арен -- и России дадут чемпионат Европы 2008 года», -- слова главного тренера железнодорожников Юрия Семина как нельзя лучше отражают его радость.
То, что обновку получил именно «Локомотив», отнюдь не случайно, ведь за ним стоит Министерство путей сообщения, которое и дало кредит на постройку арены в Черкизове. Работы здесь были начаты еще в декабре 1999 года, а для их завершения понадобилось два с половиной года. Прототипом «Локомотива», архитектурой которого занималась мастерская Московского проектного НИИ под руководством Дмитрия Буша, стала знаменитая «Амстердам Арена». Впрочем, московское сооружение по своей конструкции все-таки проще. Его вместимость не 50 000 зрителей, а 30 000, да и раздвижной крыши на «Локомотиве» нет. Однако не избалованным такого рода аренами россиянам построенный стадион и так кажется настоящей сказкой. Прежде всего, это единственное подвесное (вантовое) сооружение в нашей стране. Метод этот обычно используется в строительстве мостов. Над "Локомотивом" ванты держат несущие опоры, выполненные в виде буквы «Л» по углам арены. Именно из-за этих стальных мачт и было задержано строительство, так как в ноябре 2001 года две из них не прошли тест на прочность и потребовалось их усовершенствовать.
Трибуны состоят из двух ярусов, нижний вмещает 15 500 человек, а верхний -- 14 500. Между ярусами расположены шестьдесят VIP-лож, которые можно будет арендовать за 30--50 тысяч долларов в год. Причем сюда входит не только право наблюдать за футбольными матчами, но и целый ряд услуг -- от ресторана до размещения на подлокотниках имени владельца. Серьезное внимание на стадионе уделено и безопасности -- все секторы разделены специальными барьерами, а для поддержания порядка на арене установлено 43 камеры наблюдения. Освещение также соответствует международному уровню -- 1200 люкс, есть также два табло, на которых в ходе встреч планируется демонстрировать видеоповторы матчей. Центром же арены в Черкизове является чисто футбольное поле, без беговых дорожек, отделенное от трибун специальным промежуточным рвом глубиной три метра, согласно всем рекомендациям УЕФА.
Именно газон часто вызывает серьезную головную боль не столько при строительстве, сколько при эксплуатации. В России с проблемой поля уже пришлось столкнуться «Лужникам», в июне этого года заменившим свой многострадальный натуральный газон на искусственный. По словам представителей канадской компании Montrade, укладывавшей в «Лужниках» свое покрытие, «Локомотив» уже сейчас испытывает серьезные сложности с газоном. Это является побочным эффектом всех стадионов с крышей над трибунами, лишающей траву солнечного света. Кстати, на той же «Амстердам Арене» в течение года трава меняется четыре раза, но и это не гарантирует ее высокого качества. В сравнении со стоимостью голландского стадиона (134 млн долл.) на нашу арену затрачено намного меньше. И хотя руководство железнодорожников предпочитает не распространяться о деньгах, по предварительным оценкам, эта сумма составляет около 60 млн долларов.
Планируется, что кредит футбольный клуб будет отдавать МПС после введения в эксплуатацию всего комплекса с получаемой прибыли, а также с доходов, которые «Локомотив» рассчитывает выручить в Лиге чемпионов.

Денис Вдовин. «ЛОКОМОТИВ» ГОТОВ ВОЗВРАЩАТЬ КРЕДИТ. ЕГО НОВАЯ АРЕНА ВПЕЧАТЛЯЕТ. «Время новостей», 8 июля 2002
http://www.vremya.ru/print/24796.html

medvezonov:

Дмитрий Буш проектировал стадион Локомотив. Видать в России кроме него никто стадионы проектировать не умеет.

http://www.kornet.ru:82/forum/lofiversion/index.php/t7-350.html

Н.Никонов:

Но вершина творчества Павла Георгиевича — футбольный стадион «Локомотив». Чистота конструктивного решения, его полное слияние с архитектурным замыслом, проработка деталей металлических конструкций — все это воспринимается одномоментно, создавая целостный образ великолепного, гармоничного, высокохудожественного произведения. Светопрозрачное покрытие размерами в плане 206 х 157 м и шириной 33 м парит над трибунами. Чистота замысла и его воплощение создают радостное ощущение легкости и свободы. Наверное, здесь неплохо звучали бы Паваротти, Доминго и Каррерас.
Светопрозрачное покрытие над трибунами повторяет их очертание и образовано радиально расположенными шпренгельными фермами, опирающимися на внутреннее кольцо и наружные железобетонные стойки. В кольцевом направлении прогоны связывают радиальные элементы в пространственную систему и служат опорами для светопрозрачных панелей. Одно из колец (второе с внутреннего края) представляет собой коробчатую балку. В четырех углах покрытия установлены Л-образные («Локомотив» же — стадион!) наклонные железобетонные пилоны — опоры вант. К основным вантам крепятся парные наклонные подвески, к одним из которых подвешена несущая кольцевая коробчатая балка, а другие крепятся к железобетонным стойкам основного каркаса. Верх каждого из четырех железобетонных пилонов раскреплен двумя стальными наклонными оттяжками, соединенными в уровне земли с анкерными фундаментами.
Наиболее сложный элемент конструкции — система, состоящая из канатов диаметром 140 и 50 мм, анкеров и соединительных элементов, изготовлена английской фирмой «BRIDON». Конструкция покрытия обоснована вариантными комплексными исследованиями, обеспечивающими полную ее надежность.

Н.Никонов. ПАВЕЛ ГЕОРГИЕВИЧ ЕРЕМЕЕВ. «Архитектура и строительство Москвы», 2002, № 4
http://asm.rusk.ru/02/asm4/asm4_5.htm

Давид Шагинян, коммерческий директор ФК «Локомотив»:

- Содержание стадиона, принадлежащего "Локомотиву", убыточно?
- Да, это в любом случае расходная часть бюджета. Мы сдаем стадион в аренду, но это не окупает затрат. Я думаю, что клубы, которые не имеют собственной арены, в этом плане чувствуют себя более комфортно. Да у них нет собственного дома, они не могут реализовывать проекты, связанные со стадионом, но с другой стороны, они избавлены от затрат на его содержание. Все-таки штат составляет порядка трехсот человек, электроэнергия, водоснабжение, газон опять же.
- Каков размер аренды поля?
- Одна игра на "Локомотиве" стоит порядка 100 000 долларов и эта цена одинакова для всех, ведь подготовительная часть перед проведением матча не различается для клубов премьер-лиги и второго дивизиона.
[…]
- В начале разговора вы упомянули о том, что со временем хотите выйти на полную самоокупаемость. Какие пути есть для достижения этого?
- Что касается непосредственно стадиона, то вместе с ним изначально планировалось строительство аквапарка. В определенный момент его сооружение было заморожено, в течение этого года – начале следующего оно будет возобновлено. Именно аквапарк будет основным местом отдыха, куда в большом объеме потянутся дети, соответственно, их родители, для которых постоят сеть небольших ресторанчиков, баров, развлекательных центров. […]

ДАВИД ШАГИНЯН: «СТАДИОН "ЛОКОМОТИВ" СЕБЯ НЕ ОКУПАЕТ»
Полный текст интервью:
http://www.advertology.ru/article28124.html


См. также:
http://www.postroi.ru/soft/?www_soft=loko

ваше мнение

Гость | 2771 дн. 22 ч. назад
надо обязательно поменять натуральную траву на искусственную!!!
Федунина Светлана | 3906 дн. 20 ч. назад
Такое сооружение должно быть в учебниках по архитектуре.
Перейти к обсуждению на форуме >>