Торговый комплекс «Квадро»
Проектная организация: Резерв
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Торговый центр "Квадро". Фото: Николай Малинин

Торговый комплекс «Квадро»
Торговый комплекс «Квадро»
Торговый комплекс «Квадро»
Торговый комплекс «Квадро»
Торговый комплекс «Квадро»

Торговый комплекс «Квадро». Интерьер

Торговый комплекс «Квадро"
Торговый комплекс «Квадро». Фото: Николай Малинин
Торговый центр "Квадро"
Торговый комплекс "Квадро". Фото: Николай Малинин
Торговый комплекс «Квадро»

Адрес: Кутузовский проспект, 88
Архитекторы: Владимир Плоткин, Ирина Деева, Алексей Бородушкин, Марина Шершова, Дмитрий Казаков, Наталья Анохина 
Инженер: Владимир Серебренников
Заказчик: ЗАО «Тема», ООО «Тетра-Т»
Строительство: 2002 – 2004

наше мнение

Место прекрасное: зеленый холм на перекрестке четырех проспектов. Архитектура радикальная: «падающий» витраж, в котором скользит кинолента города, оттопыренный «кристалл-клюв», беспереплетное остекление (впервые в России). Прагматизм остроумный: здание стоит на опорах, но эти «ножки» – в яме, а между ними – паркинг.  Отделка модная: стекло, железо и ничего больше. Внутри – фирменный плоткинский «кроссворд» стены из пустот и полупрозрачностей плюс винтовая лестница. Но наклон витража в интерьере не сработал, внутренний балкон отменили, пространство порубили на закутки, в общем, оживить эту рафинированную радикальность пока не получилось. Впрочем, все меняется, и возможно, жизнь еще придет в соответствие с отличной архитектурой.

Николай Малинин. ШОПИНГ-АРХИТЕКТУРА. «Штаб-квартира», май 2005
http://archi.ru/press/malinin/y2005m06d14_1.htm

мнение автора

 3-4-х-этажное здание комплекса образует атриум, вокруг которого спланирована торговая площадь. Атриум разделяет объем на 2 части. Первая - остекленный объем с наклонной кровлей. Вторая часть, выходящая на ул. Клочкова и жилой район, представляет собой глухой объем с минимальным количеством остекления и плоской кровлей. Наружная отделка - облицовочный кирпич темно-коричневого цвета и облицовочная панель «Алюкобонд» серого цвета, остекленные поверхности северного и южного фасадов выполнены в виде ригельных фасадов. Западный наклонный фасад спроектирован в виде структурно-силиконовой поверхности без внешних облицовочных профилей (стеклопакеты выполнены в виде ступенчатых конструкций и соединены с основными рамами на силиконовой основе).

мнение критики

Григорий Ревзин:

Магазин «Квадро» построен по проекту одного из самых известных сегодня архитекторов Москвы Владимира Плоткина. Это пример тонкой, выстроенной на нюансах архитектурной работы, когда простая типологическая схема, обработанная минимумом выразительных средств, становится настоящим архитектурным произведением. Можно назвать три главных пуанта, способствующих переосмыслению привычной схемы торгового комплекса.

НАКЛОННЫЙ ФАСАД

Любой торговый комплекс на шоссе - ангар с передней витриной. При этом витрина, изначально предназначенная для выставления товаров, уже давно превратилась в полупрозрачное зеркало для покупателей, где происходит интерференция их отраженных образов и образов товаров, выставленных за ней. На этом основан классический window-shopping, однако здесь перед нами - магазин на шоссе, и возможность долгого рассматривания себя в витрине, увы, исключена. Наклонив фасад под острым углом, Владимир Плоткин резко оторвал витрину от основного блока и превратил ее в отдельный аттракцион. Эта отделенность подчеркнута и срезанным углом витрины по боковому фасаду - это мастерский жест, разом превративший наклонную витрину из части здания в некий встроенный внутрь него виртуальный кристалл, инородное тело, обладающее собственной динамикой. Кристалл благодаря своему наклону и протяженности успевает «поймать» проезжающие мимо него автомобили и вобрать их в себя, что усиливает впечатление его динамичности, подвижности. Кажется, что это гигантский окуляр магазина, направленный на шоссе. Кроме того, срезанный фасад рифмуется со склоном холма, на котором стоит магазин, создавая особое впечатление «уместности» здания, правильности его положения именно здесь. Перевернутое отражение автомобиля рифмуется с перевернутым углом склона.

ЗАГЛУБЛЕННАЯ ПАРКОВКА

Этот прием следует признать образцовым по остроумию ходом. Постановка здания на тонкие опоры для создания ощущения «полета» - стандартный прием модернистской архитектуры, однако Плоткин первый, кому пришло в голову спрятать эти опоры «в яму». В результате его магазин выглядит не как дом, стоящий на склоне, но как летающий объект, пришвартовавшийся здесь. И главное, прием, кажущийся чисто художественным, на самом деле имеет под собой чисто экономическое обоснование. Создав «открыто-закрытую» парковку в яме, Плоткин вынес паркинг из общей площади здания и тем самым резко улучшил его экономические характеристики.

АТРИУМ И ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА

Интерьер торгового комплекса, естественно, решен по тому же принципу «витрин», что и главный фасад - это стандартный ход. Точно так же, как и превращение интерьера магазина в атриум с нависающими над ним торговыми этажами. Подобное стандартное решение всегда превращает интерьер здания в городское пространство, и плюсы этого очевидны (человек, войдя в магазин, вместо интерьера попадает на торговую улицу с тем же эффектом window-shopping). К этому приему добавляется и фирменный плоткинский прием «пропуска» некоторых ограждающих атриум стеклянных панелей - пропуски появляются в случайных местах, создавая ощущение хаоса естественной городской жизни. Единственный минус такого решения - неинтерьерный масштаб, который возникает в торговом пассаже. Человек оказывается один на один с городом, в котором все рассчитано не на него одного, а на толпу. Введя в композицию винтовую лестницу и поставив ее в самый центр атриумного пространства, Плоткин изменил масштаб своего сооружения. Винтовая лестница - очень частная, особняковая деталь, как бы чужеродная в большом общественном интерьере. Она мгновенно вносит в пространство пассажа некую интимность частного дома, возвращая образ города в масштаб интерьера.

«Объект». Коллекция современной архитектуры. 2003-2004. – М., 2004, МУАР – «Проект Классика»
http://www.projectclassica.ru/building/11_2004/2004_11_01a.htm

Елена Гонсалес:

Сегодня торговые комплексы выстраиваются на основе двух типологий - закрытого компактного ящика и пассажа. Первый дает высокий выход торговых площадей, зато шоппинг-молл (покупая развлекайся, развлекаясь -покупай!) заманчивей для покупателей. Торговый комплекс на Кутузовском проспекте, как нередко случается, несет признаки и соединяет преимущества обеих типологий. Тем не менее он существенно отличается от привычных торговых центров. Эти отличия находятся исключительно в сфере архитектуры. Предлагаются новые трактовки известных тем на планировочном, технологическом, а главное, формально-образном уровне.
Рост здания вниз, под землю - способ остаться в предписанных габаритах, не теряя полезных площадей. Два нижних этажа комплекса находятся ниже уровня земли, но архитекторы не зарывают их, а помещают в открытую «яму». Получается классический дом на ножках, свободное пространство под которым занято открытой автостоянкой (для торговли оптимальный вариант), а все уровни имеют естественное освещение.
Внутреннее пространство формируется вокруг атриума, делящего объем на две части: в 3 и 4 этажа. Трехэтажная обращена наклонным остекленным фасадом к Аминьевскому шоссе. Четырехэтажная имеет два фасада. Один - это глухой задник, выходящий на улицу Клочкова. Второй дублирует главный фасад в «интерьере». За счет появления внутренней стеклянной стены, пусть и иллюзорной, атриумное пространство усложняется: четырехэтажный объем воспринимается более замкнутым, прозрачный - сильнее раскрывается в город.
Внешняя и внутренняя стеклянные поверхности интерпретируются абсолютно по-разному. Внутренняя стена демонстрирует сложный рисунок прозрачных и матовых пятен; она не только делит интерьер, но и является его главным декоративным элементом. Главный фасад ничего не разделяет. Напротив, формально вписываясь в типическую форму «глухой коробки», он своей прозрачностью отрицает любую «глухоту». Становясь ночью источником света, днем - гигантским зеркалом, отражающим непрерывный поток машин, фасад работает как «интерактивный» экран.
Коммуникативные функции при этом распределяются между рекламными изображениями и надписями на решетке, закрывающей часть остекленной поверхности, и самой этой поверхностью. Самым известным архитектурным жестом в борьбе с герметичностью торговых боксов с середины 70-х годов оставалась стена-руина калифорнийского магазина ВЕSТ (группа SIТЕ, 1977). Архитекторы из «Резерва» опрокидывают стекло в обратном наклоне. Такая драматизация формы вполне соответствует содержанию: многие переживают процесс покупки как приключение, увлекательное и волнующее.

Елена Гонсалес. Торговый комплекс «Квадро» на Кутузовском проспекте. «Проект Россия» № 29

Дмитрий Фесенко:

Более инвестиционно привлекательную точку для размещения торгового центра, чем пересечение Кутузовского проспекта и Аминьевского шоссе, трудно отыскать. С градостроительной точки зрения место исключительно сложное - мощная транспортная развязка, просматриваемая отовсюду бровка 4-метрового откоса, прямо напротив - дом-исполин, через Кутузовский - заканчивается строительство еще одного сверхмасштабного общественно-жилого комплекса. Тем самым крупный масштаб нового торгового центра, площадь которого - 16,6 тысяч м2, был предопределен. А значит - и его объемно-пространственное решение: здание-монолит, единый, практически нерасчлененный объем.
Принятое авторами планировочное решение приближается к прямоугольнику 81,5х45 м. Правильность его нарушается с торцов, где устроены два главных входа в комплекс. Атриум с открытой винтовой лестницей и разноуровневыми мостиками-переходами, расположенный в геометрическом центре здания, делит его на две половины: обращенный в сторону магистрали стеклянный ларец с наклонной кровлей и практически глухой кирпичный параллелепипед, выходящий к 5-этажкам по улице Клочкова. В цокольном этаже размещается супермаркет, на первом, втором и третьем этажах - торговля, на глубокой антресоли - административные помещения, в подземном уровне - службы и открытая автостоянка.
Наибольшее внимание авторы уделили западному и южному фасадам, встречающим автомобилистов, направляющихся за город. Главный фасад предстает в виде цельностеклянной глыбы, скошенной внутрь под углом 30 градусов. Боковой фасад аппроприирует ведущую тему главного, обогащая ее неожиданными вариациями. Имеется в виду элегантный стеклянный параллелепипед входа и стеклянный же «нос ледокола» - мощный угловой выступ, претендующий на то, чтобы стать опознавательным знаком новостройки. Просматриваемый с железной дороги северный фасад - не в пример более скромен и бесхитростен, не говоря уже о восточном, скуку которого призваны скрасить рекламные щиты.
Интерьер торгового центра построен на том же контрасте прозрачности и светоносности, с одной стороны, и визуальной непроницаемости, с другой. Наличие композиционного фокуса - атриума - призвано уравновесить разнобой дизайнерского оформления торговых площадей.
Размещение комплекса в зеленой зоне, на возвышающемся над магистралью островном участке потребовало организации подступов к нему и развитого благоустройства.

Дмитрий Фесенко. МОНОЛИТ. Торговый центр «Квадро» на Аминьевском шоссе в Москве. «Архитектурный вестник», 2003, № 6 (75)
http://archvestnik.ru/0306/frame_0306_rus.htm
 

ваше мнение


 

ваше мнение