Гараж-стоянка с офисными блоками
Проектная организация: Мастерская Дмитриева и Фейгина
наше мнение мнение архитектора мнение критики ваше мнение
Гараж-стоянка с офисами на Бакунинской улице. Фото: Владислав Ефимов


веер консолей

Адрес: Бакунинская ул., 69, стр. 1
Проектная организация: АМ Андрея Дмитриева и Эдуарда Фейгина, ЗАО «Курортпроект»
Архитекторы: Андрей Дмитриев, Эдуард Фейгин, Игорь Макаров, Яна Оя, Михаил Савельев
Конструктор: Борис Вайнерман
Инженер: Борис Каплан
Заказчик: ЗАО «Лафер»
Подрядчик: «Вотекс» (Турция)

наше мнение

В начале XXI века в Москве ни с того ни с сего стали строиться очень красивые гаражи. Любопытно тут не только то, что мало где в мире этот жанр является полем для архитектурных экспериментов, но и то, что первые пять гаражей представляли собой совершенно разные стили. Один, в Голутвинском переулке – настоящий барочный дворец, другой, на Олимпийском проспекте – эффектный экспрессионистский росчерк, третий, на улице Варги – лирический хай-тек, четвертый, на 9-й Парковой – рафинированный оммаж конструктивизму, пятый, на площади Борьбы – рационализму. В 2005 году полку гаражей прибыло, и новый паркинг на Бакунинской – это опять совсем иной стиль.

Что характерно, он, как и те пятеро, опять-таки не слишком похож на гараж. Похож он с первого взгляда на стадион. Во-первых, идущим по дуге фасадом, во-вторых, мощными консольными выносами опор. Можно даже вспомнить дворец спорта «Динамо» на улице Лавочкина - разве что цвета у гаража «спартаковские», красно-белые. Ассоциация не такая уж и бессмысленная: «Динамо» –  это сила в движении», и автомобиль – сила в движении. Точнее, как стадион – это образ потенциальной силы, так и гараж – это образ замершего движения.

Интересно и то, что это редкий в Москве случай удачного сбоя типологии. У нас, конечно, бывает, что жилой дом похож на офис, а театр – на музей, но это все какая-то дурная мешанина. Тогда как во всем мире один жанр осваивает образы другого вполне концептуально. И если там музей похож на завод, а оперный театр на аэропорт, то все это имеет внятные основания. Но если учесть, что любимым спортом москвича сегодня является слалом по пробкам (а любимым телеспортом – «Формула-1»), то все становится на свои места.

Впрочем, стадион – не единственная ассоциация. Эффектные скобки консолей, обхватившие тело здания, наводят на мысль о днище корабля. Сравнение дома с кораблем – вообще-то говоря, банальность номер один, но никакой надуманной образности тут нет. Консоли здесь – сугубо конструктивная необходимость. Под землей битком набиты коммуникации, и опускать на них какую-либо тяжесть было невозможно. Также и корабелы вряд ли задумываются о том, каков их корабль снизу: это, извините, рыбам на смех.

Тем не менее, образ вполне ощутимый. А тут еще и консоли немного «танцуют», расходясь веером, и кажется, что корабль покачивается на волнах. Куда-нибудь, да лишь бы плыть, лишь бы плыть… И еще, конечно, круглые окна-иллюминаторы. Которые – вкупе с открытой кирпичной кладкой - отсылают уже к Бахметьевскому автобусному парку Константина Мельникова. Ассоциация знаковая: Мельников был первым, кто сделал гаражи архитектурой. При этом строились они, понятно, кое-как, но остроту свою сохранили до наших дней.

Наш гараж тоже не претендует на какое-то строительное суперкачество. Железобетонный каркас, кирпич, штукатурка. Все очень просто и даже несколько брутально. Но оказывается, что и в этих привычных материалах можно сделать сильную вещь. Яркую и современную - и совсем необязательно при этом рваться ввысь, рядиться в модные алюкобондовые одежки, обвешиваться стеклом и хай-тековскими примочками. Можно, наоборот, идти проверенным путем классического модернизма (а тут из него и «ножки» офисного кубика, и почти что ленточные окна, и целая симфония сеток с намеренно укрупненными пилястрами), собирать по дороге дружественные коннотации (спорт, мореплавание), не заигрывать со средой (а тут к ней никаких специальных «поклонов») – и если оставаться при этом в рамках выбранного пути, то получится достойный результат.

Но самое удивительное (раз уж мы обмолвились о единстве) – то, что те же самые архитекторы, в то же самое время закончили на Плющихе жилой комплекс «Три тополя». Сладчайший образец модерна со всеми полагающимися мозаичными красивостями и круглотами. Осмыслить этот парадокс нам уже не под силу.

Николай Малинин. И ГАРАЖ ПЛЫВЕТ. «Штаб-квартира», 2005, № 9 (37)

мнение архитектора

 

ваше мнение

 

 

 

 

 

 

гараж Александра Щукина в Голутвинском переулке

 

дворец спорта

 

Центр Помпиду

 

разрез корабля

 

Бахметьевский гараж Константина Мельникова

 

 

 

 

 

 

 

жилой комплекс

ваше мнение